«Лебединое озеро». Испанский танец.
 Фото из музея Большого театра.
«Лебединое озеро». Испанский танец.
Фото из музея Большого театра.
«Дон Кихот». Болеро.
 Фото из музея Большого театра.
«Дон Кихот». Болеро.
Фото из музея Большого театра.
«Каменный цветок». Цыганка.
 Фото из музея Большого театра.
«Каменный цветок». Цыганка.
Фото из музея Большого театра.
«Лауренсия». Фламенко.
 Фото из музея Большого театра.
«Лауренсия». Фламенко.
Фото из музея Большого театра.

Награды

1943 г. - была награждена орденом Красной звезды.
1951 г. - орден "Знак почета".
1958 г. - получила звание "Заслуженная артистка РСФСР" (Российской Федерации).
1959 г. - орден "Знак почета".
2004 г. - Орден Почета.

Умерла 13 марта 2006 г.


						

Биография

Родилась 11 июля 1918 г. в г. Рославле Смоленской губернии (ныне Смоленской области). В 1937 г. окончила Московское хореографическое училище (тогда техникум, ныне Московская государственная академия хореографии) — выпускалась по классу Елизаветы Гердт — и была принята в труппу Большого театра.

В выпускном спектакле танцевала Зарему в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева, что было символично: эта роль хоть и классическая, но с ярко выраженным характером. А именно к такому танцу она чувствовала призвание. В театре сразу же выдвинулась в ряды первых характерных танцовщиц, которые уже не покидала до самого конца своей карьеры.

Соединяла яркую «южную» (но не «томную») красоту, мощный темперамент и шарм. Была необыкновенно гибкой. На долгие годы главная «испанка» Большого театра, испанский танец в каждом следующем балете танцевала по-другому, находя новые нюансы в «национальном» акценте. Помимо испанского танца, в ее арсенал входили цыганские, молдавские, венгерские, польские... Но наибольшее признание у публики получили именно испанские, и сами испанцы высоко оценили уровень ее мастерства — настолько, что даже пригласили в одну знаменитую труппу давать уроки.

В годы Великой Отечественной войны Сусанна Звягина была одной из руководительниц и активной участницей фронтовых бригад.

Дружила с Сергеем Эйзенштейном, и это дружба увенчалась небывалым подарком великого режиссера: он поставил для нее концертный номер «Последний разговор (Кармен и Хозе)», который она с успехом исполняла с другим блистательным характерным танцовщиком Большого театра Константином Рихтером.

В 1961 г. Сусанна Звягина оставила сцену и в том же году стала балетмейстером-репетитором Новосибирского театра оперы и балета. В 65-м окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). В 1970-75 гг. была главным балетмейстером Московского мюзик-холла, который под ее чутким руководством сумел возродиться практически из небытия.

В середине 70-х Сусанна Звягина вновь вернулась в Большой театр, став очень энергичным и деятельным председателем Совета ветеранов. В течение нескольких лет параллельно была редактором газеты Большого.

Репертуар

мазурка, испанский танец, венгерский танец ("Лебединое озеро" П. Чайковского, постановка Е. Долинской по А. Горскому, Л. Иванову, хореография 4-го акта А. Мессерера)
Нимфа (опера "Иван Сусанин" М. Глинки, хореография Р. Захарова)
Венгерский танец (постановка Е. Долинской по А. Горскому), испанский танец, мазурка (хореография Л. Лавровского) - "Раймонда" А. Глазунова
испанский танец, цыганский танец (опера "Травиата" Дж. Верди)
Мерседес, болеро ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография А. Горского)
мазурка, Андалузка ("Золушка" С. Прокофьева в постановке Р. Захарова)
Служанка ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского)
Испанка ("Мирандолина" С. Василенко в постановке В. Вайнонена)
Тереза ("Пламя Парижа" Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена)
Цыганка ("Сказ о каменном цветке" С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского)
фламенко ("Лауренсия" А. Крейна в постановке В. Чабукиани)
русский танец ("Конек-Горбунок Р. Щедрина в постановке А. Радунского)
и другие партии