Юрген Розе

Биография

Родился в 1937 г. в г. Бернбурге (Германия). Учился в Берлине в Академии искусств и Театральной школе. Первый опыт театральной работы приобрел в театре Дармштадта еще до окончания академии — его взял к себе ассистентом известный немецкий режиссер Густав Рудольф Зельнер.

В 1959-60 гг. Юрген Розе является артистом и сценографом городского театра Ульма.

В 1961 г. во время работы в Штутгартском театре над оформлением спектакля по пьесе У. Шекспира «Как вам это понравится» знакомится с руководителем Штутгартского балета Джоном Крэнко, и тот предлагает ему оформить балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Их сотрудничество продолжается до самой смерти Крэнко, последовавшей в 1973 г.

Среди балетов Крэнко, к которым Розе создал декорации и костюмы:
«Лебединое озеро» П. Чайковского (1964 г.)
«Жар-птица» И. Стравинского (1964 г.)
«Онегин» на музыку П. Чайковского в обработке К. Х.Штольце (1965 г.)
«Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти в обработке К. Х.Штольце (1969 г.)
«Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина (1970 г.)
«Инициалы R. B. M. E.» на музыку И. Брамса (1972 г.)

Балеты Крэнко-Розе " Онегин«, «Укрощение строптивой» и особенно «Ромео и Джульетта» обошли крупнейшие сцены мира и до сих пор пользуются признанием у публики.


В 60-е годы Юрген Розе начинает сотрудничать и с другими балетными труппами.
В частности, оформляет балет Кеннета Макмиллана «Кончерто» на музыку Д. Шостаковича (1967 г.) и балет «Жизель» А. Адана в постановке А. Тюдора в Немецкой опере (Берлин), постановки Селии Франки — «Щелкунчик» П. Чайковского (1964 г.) и «Золушка» С. Прокофьева (1968 г.) для Национального балета Канады (Торонто).

В 1972 г. он впервые оформляет балеты Джона Ноймайера, поставленные для труппы Франкфуртский балет, — «Поцелуй феи» на музыку П. Чайковского (затем в Американском балетном театре, 1974 г. и Гамбургском балете, 1975 г.) и «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (Гамбургский балет, 1973 г.; Венская государственная опера, 1983 г.; Дрезденская Семпер-опера, 1996 г.).

Также создал декорации и костюмы к следующим балетам Ноймайера
:
«Щелкунчик» (Королевский Виннипегский балет, Виннипег, 1972 г., Балет Баварской государственной оперы, Мюнхен, 1973 г.; Гамбургский балет, 1974 г.; Парижская национальная опера, 1993 г.; Дрезденская Семпер-опер, 1997 г.)
«Иллюзии как «Лебединое озеро» на музыку балета «Лебединое озеро» П. Чайковского (Гамбургский балет, 1976 г. )
«Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (Гамбургский балет, 1977 г.; Королевский Датский балет, Копенгаген, 1980 г.; Парижская национальная опера, 1982 г.; Венская государственная опера, 1986 г.; Королевский Шведский балет, Стокгольм, 1990 г.; Баварская государственная опера, 1993 г.; дрезденская Семпер-опера, 2002 г. )
«Спящая красавица» П. Чайковского (Гамбургский балет, 1978 г. )
«Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (Штутгарский балет, 1978 г.; Гамбургский балет, 1981 г.; Баварская государственная опера, 1997 г. )
«Петрушка» И. Стравинского (вторая версия, Венская государственная опера, 1983 г.; Гамбургский балет, 1985 г. )
«Пер Гюнт» на музыку А. Шнитке (Гамбургский балет, 1989 г.; Королевский Шведский балет, Стокгольм, 1992 г. )
«История Золушки» («Золушка») С. Прокофьева (Гамбургский балет, 1992 г.)

В 1987 г. оформил «Спящую красавицу» для Марсии Хайде.

С 1970 г. Розе начал работать в опере. Выступал в качестве сценографа на постановках в Гамбургской государственной опере, Опере Штутгарта, Немецкой опере (Берлин), Венской государственной опере, лондонском театре Ковент-Гарден, миланском Ла Скала и других.

Неоднократно оформлял спектакли в Метрополитен-опере, в том числе «Саломею» (1989 г.) и «Электру» Р. Штрауса (1992 г.), «Тристана и Изольду» Р. Вагнера (1999 г.).

Регулярно сотрудничал с Баварской государственной оперой — сначала только в качестве художника («Волшебная флейта», «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Вольный стрелок» К. М. фон Вебер). А затем после своего режиссерского дебюта в Боннской опере («Травиата» Дж. Верди, «Волшебная флейта») в качестве и художника, и режиссера («Кавалер розы», поставил совместно с Отто Шенком; «Дон Карлос» Дж. Верди, 2000 г., «Лисичка-плутовка» Л.Яначека, 2002 г.).

В 2003 г. на Зальцбургском фестивале прошла мировая премьера оперы
«Упупа и триумф родственной любви» Х. В.Хенце в его постановке.

Драматический театр тоже попал в сферу его деятельности. С 1961 г. по 2001-й Юрген Розе являлся постоянным сценографом и художником по костюмам Камерного театра в Мюнхене. Также оформлял спектакли в берлинском театре Шиллера и мюнхенском Резиденц-театре.

Среди оформленных им постановок спектакли по пьесам
«Сон в летнюю ночь», «Что угодно» («Двенадцатая ночь»), «Троил и Крессида» и «Король Лир» У. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Клавиго», «Тассо» и «Фауст I» И. В.Гете, «Смерть Дантона» и «Воццек» Г. Бюхнера, «Платонов» и «Вишневый сад» А. Чехова, «Пляска смерти» А. Стриндберга.

С 1973-го по 2000 г. Юрген Розе вел класс сценографии в Академии искусств Штутгарта.

Сотрудничает (в опере и драме) с режиссерами Петером Штайном, Томасом Ландхоффом, Дитером Дорном, Августом Эвердингом, Отто Шенком, Джанкарло дель Монако, Дорном и другими.

Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ