В заглавной партии в балете
В заглавной партии в балете "Золушка".
В антракте.
В антракте.
В заглавной партии в балете «Золушка».
В заглавной партии в балете «Золушка».

Награды

1949 г. - I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште.
1951 г. - получила звание "Заслуженная артистка РСФСР" (Российской Федерации).
1956 г. - "Народная артистка РСФСР".
1959 г. - "Народная артистка СССР".
1971 г. - орден Трудового Красного знамени.
1976 г. - орден Ленина.
1981 г. - орден Трудового Красного знамени.
1985 г. - орден Октябрьской Революции.
1995 г. - была награждена орденом Почета.
2000 г. - была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, специальным (вне номинаций) призом "Душа танца" журнала "Балет" и Большой золотой медалью Международной педагогической академии за достижения в области образования, культуры и науки.

Именем Раисы Степановны Стручковой названа малая планета № 9176.


						

Биография

"Стручкова в роли Джульетты не вызывала воспоминаний об Улановой. И это самая большая похвала, которая только может быть. Она балерина, обладающая редким даром пластического "красноречия", умеющая придать одному и тому же арабеску пять различных оттенков значения. Трудно уловить, как она этого добивается, но совершенно очевидно, что эти нюансы необходимы для создания общего эффекта. А если выразить впечатление от ее танца одним словом, это будет звучать так: она Джульетта."

Из статьи "Триумф Стручковой", посвященной ее выступлению в коронной партии Золушки: "Это был - без всяких специальных усилий с ее стороны - великий вечер Стручковой в Лондоне." 

Из английской прессы


Родилась 5 октября 1925 г. в Москве. В 1944 г. по окончании Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где училась у прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт, была принята в балетную труппу Большого театра. Великолепный - во всех смыслах - дуэт составляла со своим мужем, танцовщиком Большого театра Александром Лапаури, поставившим для нее несколько балетов.
В 1978 г. завершила свою артистическую карьеру и стала педагогом-репетитором Большого театра.
С 1962 г. преподает методику классического танца на кафедре хореографии (с 1978 г. - профессор, с 95-го г. художественный руководитель кафедры) Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
С 1981 г., со дня основания, по 95-й г. была главным редактором журнала "Балет" (до 1991 г. назывался "Советский балет").
Была педагогом-репетитором Екатерины Максимовой, Марины Леоновой, Аллы Михальченко.
В последнее время под ее руководством репетировали Нина Ананиашвили, Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Анастасия Яценко, Анастасия Горячева, Эрика Лузина, Наталья Маландина, Светлана Уварова.

Репертуар

Весна («Золушка» С. Прокофьева в постановке Р. Захарова, 1945 г.)
Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского, 1946 г.)
Золушка («Золушка», 1947 г.)
Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1948 г.)
танцы III акта (опера «Руслан и Людмила» М. Глинки, хореография Р. Захарова)
Параша («Медный всадник» Р. Глиэра в постановке Р. Захарова, 1949 г.)
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1950 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, постановка Е. Долинской по А. Горскому, Л. Иванову, хореография 4-го акта А. Мессерера, 1951 г.)
Принцесса Аврора
(«Спящая красавица» П. Чайковского в постановке М. Габовича и А. Мессерера, 1952 г.)
Тао Хоа («Красный мак» Р. Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1952 г.)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1953 г.)
Катерина («Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского, 1954 г.)
Фадетта («Фадетта» на музыку Л. Делиба, хореография Л. Лавровского, 1955 г.)
Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1955 г.)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1955 г.)
Паскуала («Лауренсия» А. Крейна в постановке В. Чабукиани, 1956 г. )
Гаянэ («Гаянэ» А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена, режиссер Э. Каплан, 1957 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Мирандолина («Мирандолина» С. Василенко, хореография В. Вайнонена, 1958 г.)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1959 г.)
Диана Мирель («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1960 г.)
Мавка («Лесная песня» Г. Жуковского в постановке О. Тарасовой и А. Лапаури, 1961 г.) — первая исполнительница
Тамара («Страницы жизни» А. Баланчивадзе в постановке Л. Лавровского, 1961 г.) — первая исполнительница
Фрейлина («Подпоручик Киже» на музыку С. Прокофьева в постановке О. Тарасовой и А. Лапаури, 1963 г.— первая исполнительница
Лейли («Лейли и Меджнун» С. Баласаняна в постановке К. Голейзовского, 1964 г.) — первая исполнительница

В 1994 г. поставила для труппы Английский национальный балет «Лебединое озеро» (по А. Горскому и А. Мессереру).
Снималась в кинофильме-балете «Хрустальный башмачок» в роли Золушки (хореография Р. Захарова, режиссер А. Роу, 1960 г. ) и в телеэкранизациях балетов «Подпоручик Киже» (1969 г. ) и «Имя твое» (хореография О. Тарасовой и А. Лапаури, 1970 г. ) .
Ее творчеству посвящен телефильм-концерт «Танцует Раиса Стручкова» (1971 г. ), документальный фильм «Раиса Стручкова» (режиссер В. Раменский, ЦСДФ, 1982 г. ) и книга Г. Беляевой-Челомбитько с тем же названием (М., 2002 г. ) .

Умерла 2 мая 2005 г. Похоронена на Введенском кладбище.