Награды

В 1988 г. завоевал I премию Украинского конкурса артистов балета.
В 1992 г. завоевал золотую медаль и приз Вацлава Нижинского на Независимом конкурсе артистов балета имени С. П.Дягилева в Москве.
В 1993 г. был удостоен звания «Заслуженный артист Республики Украины».
В 1995 и 1997 гг. был награжден премией Украины в области театрального искусства «Киевская пектораль». 
В 1999 г. балет Алексея Ратманского «Сны о Японии» был удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска».
В 2002 г. за вклад в культуру Дании был возведен королевой Маргрете II в сан рыцаря ордена Датского флага.
В 2004 г. получил Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший балетмейстер-постановщик» (сезон 2002/03) за постановку в Большом театре балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича.
В 2005 г. был награжден призом Международной ассоциации деятелей хореографии "Benois de la danse" за постановку балета «Анна Каренина» Р.Щедрина, осуществленную для Королевского Датского балета (сезон 2003/04).
В 2007 г. получил ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) — Национальную танц-премию Круга критиков (лучший хореограф в разделе «Классический балет»); премию имени Дмитрия Шостаковича Международного благотворительного фонда Юрия Башмета (за постановки двух балетов Д. Шостаковича) и «Золотую маску» в номинации «Лучший балетмейстер-постановщик» (сезон 2005/06) за постановку в Большом театре балета «Игра в карты» И. Стравинского.
В 2011 г. был удостоен the NY Dance and Performance Award/ Нью-Йоркской премии в области танца и связанных с ним искусств, так называемой премии Бесси в номинации «Выдающаяся постановка» (таковой был признан «Светлый ручей», премьера которого АБТ показал в 2011 г.).
В 2012 г. стал лауреатом учрежденной С. Волковым, Г. Брускиным и А. Генисом премии "Liberty"/ «Свобода» за вклад в русско-американскую культуру и развитие культурных связей между Россией и США.
В 2013 г. получил стипендию Мак-Артура, которая ежегодно предоставляется фондом Мак-Артуров гражданам или резидентам США, «демонстрирующим исключительную самобытность и преданность своим творческим устремлениям».   
В 2014 г. был награжден призом "Benois de la danse" за постановку балетов, образовавших «Трилогии Шостаковича», и балета «Буря», осуществленных для АБТ (сезон 2012/13).
В 2017 г. был назначен ментором Майлза Тэтчера в соответствии с условиями программы компании Rolex «Ментор и протеже».


				
Алексей Ратманский

Биография

Сокращенный вариант

Родился в Ленинграде. В 1986 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался у педагогов А. Маркеевой и П. Пестова, далее учился на балетмейстерском факультете ГИТИС (ныне РАТИ — Российская академия театрального искусства).
1 января 2004 г. был назначен художественным руководителем балета Большого театра. В январе 2009 г. оставил этот пост и стал постоянным хореографом Американского театра балета (АБТ).

Карьера танцовщика

С 1986 г. по 92-й и с 95-го по 97-й был солистом балетной труппы Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) имени Т. Г.Шевченко, где исполнял ведущие партии в балетах классического репертуара.
С 1992 г. по 95-й работал в Канаде, в Королевском Виннипегском балете. В этой труппе в его репертуар вошли балеты Дж. Баланчина, Ф. Аштона, Э. Тюдора, Дж. Ноймайера, Р. ван Данцига, Т. Тарп и других хореографов.
В 1997 г. был принят в Королевский Датский балет, где исполнял ведущие партии в балетах Августа Бурнонвиля — главного балетмейстера всех времен этого театра, в других балетах классического репертуара, а также значительно пополнил свой репертуар произведениями современной хореографии. Работал с хореографами Матсом Эком, Иржи Килианом, Джоном Ноймайером, Морисом Бежаром, Питером Мартинсом, Кевином О’Дэем, Стивеном Уэлшем.

Среди исполнявшихся им балетов:
«Сюита в белом» на музыку Э. Лало (хореография С. Лифаря)
«Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (хореография Дж. Баланчина)
«Рубины» на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина)
«Концерт» на музыку Ф. Шопена (хореография Дж. Роббинса)
«Манон» на музыку Ж. Массне (хореография К. Макмиллана)
«Одиссея» Дж. Курупоса в постановке Дж. Ноймайера
«Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в постановке М. Бежара
«Трава» на музыку С. Рахманинова в постановке М. Эка
«Закрытый сад» на музыку народных испанских песен в постановке Н. Дуато

Алексей Ратманский стал первым исполнителем партий в балетах:
М. Годдена — «Отражения» на музыку М. Равеля, «Темнота между нами» на музыку А. фон Веберна;
Т. Раштона — «Сладкие жалобы» на музыку Ф. Горецки,
«Рефрен» и «Номады» на музыку А. Пярта, «Dominium» на музыку Ф. Гласса;
А. Ляркесен — «Шостакович, op.99».
Выступал с Большим театром, «Имперским Русским балетом». Был партнером Майи Плисецкой в балете «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (хореография В. Нижинского).

Карьера хореографа

Первые опусы были созданы им практически сразу же по окончании училища, когда он танцевал в театре им. Т.Г. Шевченко. Номера Ратманского — например, «Юрлиберлю» или «Взбитые сливки» (этот номер был поставлен уже в Виннипеге) — часто входили в программу московских концертов балета и вызывали симпатии у публики. Начальный этап московской карьеры Алексея Ратманского во многом связан с фирмой «Постмодерн-театр», организовывавшей его гастрольные выступления, например, с известной канадской балериной Эвелин Харт в «Жизели» (1997 г. ), и продюсировавшей его балеты, созданные для Нины Ананиашвили.

По заказу последней был поставлен балет «Прелести маньеризма». Среди солистов балетной труппы Большого театра, занятых в балете Ратманского «Сны о Японии», также фигурировала Ананиашвили. Она же исполнила заглавную роль в первой редакции балета «Леа», поставленном Ратманским по знаменитой пьесе С. А-нского «Дибук», которую прославили в свое время московский еврейский театр «Габима» и Евгений Вахтангов и которая подстегнула вдохновение Леонарда Бернстайна, написавшего балет на этот сюжет.

После успеха своего балета «Каприччио», вошедшего в программу молодежных «Новогодних премьер» Большого театра, Ратманский получил приглашение сотрудничать с Мариинским театром. К этому времени он уже был солистом Королевского Датского балета, где тоже довольно скоро начал проявлять себя в качестве хореографа, после чего ему открылась дорога и на другие европейские и американские сцены.

В 2003 г. Ратманскому было предложено поставить полнометражный балет в Большом театре, и эта постановка, в результате, принесла ему назначение руководителя Большого балета. Первым балетом, поставленным им в Большом театре в новом качестве худрука труппы, стала вторая редакция балета «Леа».

Алексей Ратманский поставил множество балетов и концертных номеров, среди которых:
«Поцелуй феи» И. Стравинского (Киевский театр оперы и балета, 1994 г., Мариинский театр, 1998 г., Балет Майами, 2017 г.)
«Прелести маньеризма» на музыку Р. Штрауса («Постмодерн-театр», 1997 г.)
«Пикник, или повозка Папы Жюнье» на музыку Р. Штрауса (Молодой балет Киева, 1997 г.)
«Каприччио» на музыку И. Стравинского (БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 1997 г.)
«Сны о Японии» на музыку Л. Ето, М. Ямагучи и Р. Тоши (БОЛЬШОЙ ТЕАТР и «Постмодерн-театр», 1998 г.)
«Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона (Мариинский театр, 1998 г., Королевский Датский балет, 1999 г., Нью-Йорк сити балет, 2006 г.)
«Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина (Мариинский театр, 1998 г.)
«Сон Турандот» на музыку П. Хиндемита (Королевский Датский балет, 2000 г.)
«Щелкунчик» П. Чайковского (Королевский Датский балет, 2001 г.),
«Полет в Будапешт» на музыку И. Брамса (Международный балет Копенгагена, 2001 г. )
«Болеро» на музыку М.Равеля (Международный балет Копенгагена, 2001 г., БОЛЬШОЙ ТЕАТР — в рамках проекта «Мастерская новой хореографии, 2004 г., труппа Кристофера Уилдона «Морфозис», 2009 г., Студия АБТ, 2015 г., Вашингтонский балет, 2017 г.)
«Леа» на музыку Л. Бернстайна (Театр танца Алексея Фадеечева, Москва, 2001 г., вторая редакция, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2004 г.)
«Золушка» С. Прокофьева (Мариинский театр, 2002 г.)
«Жар-птица» И. Стравинского (Королевский Шведский балет, 2002 г., АБТ, 2012 г., Голландский национальный балет, Амстердам, 2014 г.)
«Светлый ручей» Д. Шостаковича (БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2003 г., Латвийский национальный балет, 2004 г., АБТ, 2011 г.)
«Карнавал животных» на музыку К. Сен-Санса (Балет Сан-Франциско, 2003 г.; Балет Аризоны, 2013 г., Балет Гонконга, 2015 г.)
«Анна Каренина» Р. Щедрина (Королевский Датский балет, 2004 г., Литовский национальный театр оперы и балета, 2005 г., Финский национальный балет, 2007 г., Польский национальный балет, 2008 г., Мариинский театр, 2010 г.)
«Болт» Д. Шостаковича (БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2005 г.)
«Игра в карты» И. Стравинского (БОЛЬШОЙ ТЕАТР, премьера — в рамках фестиваля в честь юбилея Майи Плисецкой, 2005 г., Балет Пенсильвании, 2011 г.)
«Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова (Нью-Йорк сити балет, 2006 г., Голландский национальный балет, 2007 г., БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2008 г., Балет Сан-Франциско, 2009 г., Канадский национальный балет/ Торонто, 2011 г., Ла Скала, 2013 г.)
«Корсар» А. Адана (редакция по М. Петипа, совместно с Ю. Бурлакой, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2007 г.)
«Вариации Бизе» на музыку Ж. Бизе (Тбилисский государственный театр оперы и балета им. З. Палиашвили, 2007 г.)
«Вываливающиеся старухи» на музыку Л. Десятникова (фестиваль «Территория», Москва, с участием артистов БОЛЬШОГО ТЕАТРА, 2007 г.)
«Лунный Пьеро» на музыку А. Шенберга (в рамках проекта Дианы Вишневой и артистического агентства «Ардани» «Красота в движении», мировая премьера состоялась в Центре исполнительских искусств в Оранж Каунти в Калифорнии, 2008 г.)
«Concerto DSCH» на музыку Д. Шостаковича (Нью-Йорк сити балет, 2008 г., Тихоокеанский северо-западный балет, 2011 г., Ла Скала, 2012 г., Мариинский театр, 2013 г., балет Румынской национальной оперы, 2015 г., Балет Майами, 2018 г., Национальный балет Кубы, 2019 г.)
«Пламя Парижа» Б. Асафьева (по мотивам балета В. Вайнонена и с использованием его хореографии, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2008 г.) 
«Конек-Горбунок» Р. Щедрина (Мариинский театр, 2009 г.)
«На Днепре» С. Прокофьева (АБТ, 2009 г.; Голландский национальный балет, 2011 г.) 
«Scuola di ballo»/ «Школа танца» на музыку Л. Боккерини в аранжировке Ж. Франсе (Австралийский балет, Мельбурн, 2009 г.)
«Вальс-фантазия» на музыку М. Глинки (для Михаила Барышникова, 2009 г.)     
«Вальс из «Маскарада» на музыку А. Хачатуряна (для Нины Ананиашвили, АБТ, 2009 г.)
«Семь сонат» на музыку Д. Скарлатти (АБТ, 2009 г., Балет Атланты, 2014 г., Балет Сан-Франциско, 2016 г., балет Парижской национальной оперы, 2016 г., Вашингтонский балет, 2017 г., Балет Техаса, 2018 г.)
«Дон Кихот» Л. Минкуса (Голландский национальный балет, редакция по М. Петипа и А. Горскому, 2010 г.; Тихоокеанский северо-западный балет, 2012 г.)
«Намуна» Э. Лало (Нью-Йорк сити балет, 2010 г., Берлинский государственный балет, 2014 г.)
«Фанданго» на музыку Л. Боккерини (Фестиваль танца в Вейле под руководством Д. Вотцела, штат Колорадо, для Венди Вилан, 2010 г.)
«Без названия» на музыку Д. Отта (Нью-Йоркский хореографический институт, 2010 г.)
«Щелкунчик» П. Чайковского (АБТ, 2010 г.)
«Утраченные  иллюзии» Л. Десятникова (БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2011 г.)
«Думбартон» на музыку И. Стравинского (АБТ, 2011 г.)
«Психея» на музыку С. Франка (балет Парижской национальной оперы, 2011 г.)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (Канадский национальный балет/Торонто, 2011 г., БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2017 г.)
«Воспоминания о дорогом месте» на музыку П. Чайковского (Голландский национальный балет, Амстердам, к 50-летнему юбилею труппы, 2012 г., Балет Сан-Франциско, 2015 г., АБТ, 2017 г.)
«Симфонические танцы» на музыку С. Рахманинова (Балет Майами, 2012 г.)
«Золотой петушок» на музыку Н. Римского-Корсакова (по мотивам хореографии М. Фокина; Королевский Датский балет, 2012 г., АБТ, 2016 г.)
«Девятая симфония» на музыку Д. Шостаковича (АБТ, 2012 г.)
«24 прелюдии» на музыку Ф. Шопена (Королевский балет Ковент-Гарден, 2013 г.)
«Другие страны» на музыку М. Мошковского (Балет Сан-Франциско, 2013 г.)
«Камерная симфония» на музыку Д. Шостаковича (АБТ, 2013 г.)
«Первый фортепианный концерт» на музыку Д. Шостаковича (АБТ, 2013 г.)
«Золушка» С. Прокофьева (новая редакция, Австралийский балет, 2013 г.)
«Буря» на музыку Я. Сибелиуса (АБТ, 2013 г., Канадский национальный балет, 2015 г., совместная постановка)
«Опера» Л. Десятникова (Ла Скала, 2013 г.)
«Трилогия Шостаковича»/ «Девятая симфония», «Камерная симфония», «Первый фортепианный концерт» (АБТ, 2013 г., Балет Сан-Франциско, 2014 г., совместная постановка; Голландский национальный балет, 2017 г.)
«Танцсюита» на музыку Р. Штрауса (балет дрезденской Земпер-оперы, 2014 г.)
«Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского (Нью-Йорк сити балет, 2014 г.; Тихоокеанский северо-западный балет, 2017 г.)
"By 2 with & from" на музыку А. Вивальди в обработке М. Рихтера (Нью-Йорк сити балет, совместно с К. Уилдоном для прощального вечера Венди Вилан, 2014 г.
«Рондо каприччиозо» на музыку К. Сен-Санса (школа им. Жаклин Кеннеди Онассис при АБТ, 2014 г.)
«Пахита» Э.-М.-Э. Дельдеве, Л. Минкуса (по мотивам постановки и с хореографией М. Петипа, Баварский государственный балет, 2015 г.)
«Спящая красавица» П. Чайковского (АБТ, совместная постановка с театром Ла Скала, 2015 г.)
«Девятая симфония», «Первый фортепианный концерт» на музыку Д. Шостаковича (Канадский национальный балет/Торонто, 2015 г.)
«Лебединое озеро» П. Чайковского (по М. Петипа, Л. Иванову, новая хореографическая 
редакция Балет Цюриха, Ла Скала, совместная постановка, 2016 г.) 
«Серенада по «Симпозиуму» Платона» на музыку Л. Бернстайна (АБТ, 2016 г., Голландский национальный балет, 2018 г.)
«Поцелуй феи» И. Стравинского (Балет Майами, 2017 г.) 
«Взбитые сливки» Р. Штрауса (АБТ, 2017 г.)
«Одесса» на музыку Л. Десятникова (Нью-Йорк сити балет, 2017 г.) 
«Песни Буковины» на музыку Л. Десятникова (АБТ, 2017 г.)
«Арлекинада» Р. Дриго (по М. Петипа, новая хореографическая редакция, АБТ, 2018 г.)
«Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса (в рамках программы «Чистый танец», театр Сэдлерс Уэллс, Лондон, для Натальи Осиповой и Дэвида Холберга, 2018 г.)
«Баядерка» Л. Минкуса (по М. Петипа, новая хореографическая редакция, Берлинский государственный балет, 2018 г.)
«Времена года» А. Глазунова (АБТ, 2019 г.)

Был хореографом на постановке оперы «Аида» Дж. Верди в нью-йоркской Метрополитен-опере (2009 г.).

Был членом жюри крупных международных балетных конкурсов – в Нью-Йорке, Джексоне и Пекине.