Джин Розенталь

Биография

Джин Розенталь (урожденная Евгения Розенталь) по праву считается первопроходцем в искусстве театрального светового оформления. Родилась в Нью-Йорке в семье румынско-еврейских эмигрантов.

К началу ХХ века световым оформлением, еще не выделившимся в отдельную специализацию, занимались сценографы или электрики. Во многом благодаря творчеству Розенталь, говорившей, что «свет – это самостоятельная профессия», художник по свету стал полноправным членом дизайнерской команды. Благодаря новизне своих световых решений и умению создать атмосферу спектакля она была особо востребована на Бродвее.

В 1929 Розенталь была представлена Марте Грэм в школе при театре Neighborhood Playhouse, стала ее техническим ассистентом и сотрудничала с ней на протяжении всей жизни, выпустив с Грэм 36 постановок. В 1931–34 изучала световой дизайн в Йельской драматической школе у Стенли МакКендлесса.

Вернувшись в 1935 в Нью-Йорк, работала в Федеральном театральном проекте, где началось ее сотрудничество с Орсоном Уэллсом и Джоном Хаусманом. Позднее перешла в основанный Уэллсом в театр «Меркурий», где стала членом правления и администратором по свету.

Среди ее инновационных решений – бестеневая контрастность за счет использования потоков света из глубины сцены. Некоторые из ее знаковых находок в балетах Баланчина и диагональный луч, созданный для Грэм (ласково называемый ею «Мартин перст Божий»), сегодня широко распространены в постановках всех стилей и давно стали стандартами светового репертуара.

Ее световые партитуры «хореографичны», они не только создают впечатление скульптурной глубины, но и с большой выразительностью откликаются на музыку. Джером Роббинс посвятил ее памяти балет «Танцы на вечеринке».

Она создала световой дизайн для сотен постановок, в числе которых бродвейские мюзиклы «Вестсайдская история» (1957), «Звуки музыки» (1959), «Возьми меня с собой» (1959), «Смешное происшествие по дороге на Форум» (1962), «Скрипач на крыше» (1964), «Хелло, Долли!» (1964), «Кабаре» (1966) и «Счастливое время» (1968). Работала с Балетным обществом и Нью-Йорк Сити Балле (1946–57), Танцевальной компанией Марты Грэм (1958–65) и компанией «Балеты Роббинса: США» (1959–60). Автор оригинального светового дизайна балета «Клетка» Джерома Роббинса.

Как сценограф выпустила три бродвейсикх мюзикла: «Герой-завоеватель» (1961), «Зверь во мне» (1963) и «На крыше» (1963), а также ряд балетов, среди которых «Клетка» и «Послеполуденный отдых фавна» Роббинса, «Опус 34» и «Вальс» Баланчина.
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ