Награды

1996 г. – лауреат I премии Международного конкурса артистов балета «Майя» (Санкт-Петербург).
2014 г. – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (победу сразу в двух номинациях «Балет/ спектакль» и «Работа хореографа» принесли «Вариации Сальери», сезон 2011-12);
назван «Персоной года» газетой «Музыкальное обозрение» - титула удостоен за постановку спектакля «Cantus Arcticus», ставшего, по версии этой газеты, «Событием года» в балете.
2015 г. – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Работа хореографа», балет «Цветоделика», сезон 2013-14);
«Событием года» в балете названы газетой «Музыкальное обозрение» постановки «Цветоделика» и «Мимолетности».
2016 г. – лауреат премии «Душа танца», учрежденной журналом «Балет» (номинация «Маг танца»).

				
Вячеслав Самодуров

Биография

Родился в 1974 г. в Таллине (Эстония). В возрасте восьми лет переехал с родителями в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В 1992 г. окончил Академию русского балета имени А.Я. Вагановой (педагог Геннадий Селюцкий) и был принят в балетную труппу Мариинского театра. В 1998 г. получил статус премьера. Прославился невероятной технической виртуозностью и бравурной, героической манерой танца. Был участником премьер в Мариинском театре балетов Дж. Баланчина «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (солист III части) и «Драгоценности» (солист II части – «Рубины» на музыку И. Стравинского), балета Ролана Пети «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха (Юноша) и участником мировых премьер балетов А. Ратманского «Поцелуй феи» И. Стравинского и «Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина. Исполнял ведущие и главные партии в балетах классического и советского наследия. Визитной карточкой танцовщика надолго стало Па де де на музыку Чайковского (хореография Дж. Баланчина).

В 2000-03 гг. в ранге премьера танцевал в Национальном балете Нидерландов (Амстердам), где в его репертуар вошли балеты Ф. Аштона, У. Форсайта, Дж. Роббинса, Х. Ван Манена, Р. Ван Данцига и еще ряд балетов Дж. Баланчина.

В 2003 в том же статусе перешел в Королевский балет Ковент-Гарден, танцевал ведущие и главные партии в балетах Н. де Валуа, Ф. Аштона, К. МакМиллана, П. Райта, Дж. Баланчина. Исполнил главные партии в балетах «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». В 2010 г. оставил эту труппу и посвятил себя карьере хореографа.

Первые его балеты, поставленные для коллег – артистов Королевского балета, - «Нелинейные взаимодействия» на музыку Ю. Катори и Д. Скарлатти и «Trip Trac» на музыку Д. Шостаковича - были показаны в 2009-м и 2010 г. соответственно в рамках мастерской/workshop’а молодых хореографов в студии Линбери. В 2010 г. по заказу Михайловского театра поставил «Минорные сонаты» на музыку Д. Скарлатти.

В 2011 г. был назначен художественным руководителем балетной труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. В 2012 г. инициировал на базе этого театра «Dance-платформу» - проект, призванный дать плацдарм для воплощения творческих замыслов молодым хореографам. В том же году - в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства – реализовал еще один уникальный проект: поставил для артистов театра балет «Н2О» в цеху завода «Уралтрансмаш» с участием рабочих этого завода.

В Екатеринбургском театре оперы и балета осуществил также постановки балетов - «Amore Buffo» по мотивам оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти (2012 г.), «Cantus Arcticus / Песни Арктики» на музыку Э. Раутаваара и «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери (в рамках программ одноактных балетов «XIX/ XX/ XXI. Три века/ Три балета/ Три стиля» и «En Pointe/ На пуантах», 2013 г.), «Цветоделика» на музыку П. Чайковского, А. Пярта, Ф. Пуленка (к столетию екатеринбургской оперного театра, 2014 г.), «Мимолетности» на музыку С. Прокофьева (2014 г.), «Занавес» на музыку О. Респиги (в рамках «диптиха» балетов «Terra nova/ Новая земля», в главной партии выступила прима-балерина Большого театра Мария Александрова; второй частью стал балет «Step Lightly» на музыку болгарских народных песен в постановке П. Лайтфута и С. Леон, впервые работавшими в России именно по приглашению В. Самодурова с руководимой им труппой, 2015 г.), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2016 г.).

В 2014 г. поставил балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева для труппы Королевский балет Фландрии (Бельгия, Антверпен/Гент).

Вячеслав Самодуров быстро заставил говорить о себе как об одном из самых перспективных российских хореографов. С 2011 г. его спектакли и он сам практически регулярно номинируются на «Золотую маску» и нередко удостаиваются этой высокой театральной награды. Между тем, свои первые шаги на новом поприще он делал, в том числе, и в Большом театре. Именно здесь в рамках Мастерской молодых хореографов прошла в 2006 г. премьера одной из первых его постановок – хореографического номера «+_ 2» на музыку Г.Ф. Генделя, в котором с блеском выступили Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев.