Клаус Бертиш

Биография

Читал лекции по английской и немецкой литературе и лингвистике, педагогике и художественному редактированию во Франкфуртском университете. В 1979-87 гг. — драматург в Опере Франкфурта. В те же годы начал сотрудничать с различными театрами Германии и Бельгии. С 1987 г. сотрудничал с такими театрами, как Национальный театр Мангейма, венская Фольсопер, Опера Эссена, Опера Лейпцига, Национальная Рейнская опера, а также с Людвигсбургским фестивалем и с Гессенским радио (Франкфурт). Принимал участие в постановке пьесы «Кактус» Франца Хельма в Народном театре Мюнхена в качестве драматурга и актера.

Сотрудничал с режиссером Марселем Сиймом на постановках песенных циклов Леоша Яначека и Доминика Ардженто в Эссене (спектакль вышел под названием «Verschollen») и оперы «Похождения повесы» И. Стравинского в Амстелвене. В качестве режиссера осуществил постановки «Веселой вдовы» Ф. Легара в Концертгебау (Амстердам), фрагментов «Игрока» Д. Шостаковича на Голландском фестивале искусств (Амстердам). С режиссером Вилли Деккером работал в качестве драматурга на постановке тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» в Опере Земпера (Дрезден), опер «Мертвый город» Э. Корнгольда и «Травиата» Дж. Верди на Зальцбургском фестивале, «Смерть в Венеции» Б. Бриттена в Театре Лисеу (Барселона). В Оперной студии Нидерландов осуществил постановку концертных программ «Пища любви» и «Женщины, любовь, жизнь».

Был режиссером ряда концертов Фонда «Песня XX века»: среди них — концертные программы на стихи Р. М. Рильке и Г. Гейне (концерт «Двойник» Олафа Бара), И. В. Гете (концерт «Женщины Гете» Марлис Петерсен) и Э. Мёрике («Тоска по родине», концерт Вольфганга Хольцмайра и Михаэля Аутенрита). Как драматург работал на постановке оперы «Звезда» Э. Шабрие (режиссер Дейл Дьюзинг) в Немецкой государственной опере (Берлин). Сотрудничал с режиссером Пьером Оди: в частности, на постановках опер «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и «Дионис» В. Рима (мировая премьера) на Зальцбургском фестивале, «Гизела! Или странные и удивительные пути счастья» Х. В. Хенце (мировая премьера) на Рурской триеннале, «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» К. В. Глюка в театре Ла Монне (Брюссель), «Завоевание Мексики» В. Рима в Театре Реал (Мадрид), а также на многочисленных постановках в Национальной опере Амстердама.

Преподает в Университете Амстердама. Автор многочисленных статей, а также сборника «Лебединые сказки» («Schwanenmärchen») и книги о режиссере Рут Бергхаус (вышла в книжной серии «Режиссер в театре»).
Главный драматург Национальной оперы Амстердама.
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ