Петр Нарделли

Биография

Родился в Кракове (Польша). Закончил Национальную школу танца в Варшаве и был принят в балетную труппу варшавского Большого театра. В 1970 г. был возведен в ранг солиста балета. Исполнял партии – Паоло («Франческа да Римини» на музыку П. Чайковского, хореография А. Чичинадзе), Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография А. Чичинадзе), Базиля («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского, постановка А. Чичинадзе), а также многочисленные сольные партии в балетах «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Спартак» А. Хачатуряна (хореография Е. Чанги).

В 1971 г. перешел в балетную труппу Марсельской оперы под руководством Розеллы Хайтауэр, в 1972-м – в только что созданную Роланом Пети труппу Балет Марселя. В том же году был приглашен в Королевский Шведский балет.

В 1973 г. вошел в состав труппы «Балет ХХ века», возглавляемой Морисом Бежаром. Танцевал в балетах – «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» И. Стравинского, «Симфония №9» на музыку Л. ван Бетховена, «Гулистан» по поэму Саади на традиционную иранскую музыку, «Складка за складкой» на музыку П. Булеза, «Болеро» М. Равеля, «Бхакти» на традиционную индийскую музыку, «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха/ М. Розенталя, «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне, Ш. Бодлера, музыку Р. Шумана и Н. Роты, «Триумфы Петрарки» на музыку Л. Берио, «Фара» на традиционную иранскую музыку и других.

По поручению М. Бежара репетировал «Болеро» – в 1975 г. с артистами балета Большого театра, которые вместе с Майей Плисецкой (солистка) должны были исполнить этот балет на гастролях в Австралии, в 1976 г. – с артистами балетной труппы театра Колон в Буэнос-Айресе и балетной труппы Немецкой оперы в Берлине.

В 1979 г. покинул «Балет ХХ века», чтобы посвятить себя педагогике, и вместе с Анджеем Зиемски открыл в Брюсселе балетную школу «Балетомания». Годом позже по просьбе Мориса Бежара начал преподавать в школе «Мудра» и в «Балете ХХ века» в качестве ассистента хореографа.

C 1985 г. в качестве приглашенного репетитора сотрудничает с ведущими балетными компаниями, среди которых Балет Монте-Карло, балетные труппы Парижской национальной оперы, театра Ла Скала, Финской национальной оперы, Рейнской национальной оперы, Королевский Шведский балет, Чилийский национальный балет, Государственный балет Берлина, театра Сан-Карло в Неаполе, театра фестиваля Музыкальный май во Флоренции, Токио-балет, Шанхайский балет, Корейский национальный балет, Польский национальный балет, Балет Бежара в Лозанне.

Преподавал на конкурсе молодых танцовщиков Евровидения в Гданьске и Варшаве. Участвовал в работе семинаров и конкурсов в США, Франции, Греции, Германии, Италии, Сенегале, Японии, Польше, Бельгии, России, Люксембурге и др.

Помимо преподавания, осуществляет также постановки балетов М. Бежара по всему миру. В 1982 г. поставил для Штутгартского балета «Петрушку» (заглавную партию исполнял Ричард Крэган). В 1996 г. ассистировал Бежару на постановке «Девятой симфонии» в Парижской опере; возобновил ее в том же театре в 1999 г. В 2013 г. разучил этот балет с труппой Токио-балет. В 2015 г. поставил балет Бежара «Луна» на музыку И.С. Баха для балетной школы Академии театра Ла Скала.

Балет Бежара «Парижское веселье» ставил для Штутгартского балета (1973 г.), Австралийского балета (1984 г., Мельбурн, 1986 г., Сидней), Королевского Шведского балета (1997 г.), Чилийского национального балета (2011/12), балета Римской оперы (2011/12).