В балете «Дон Кихот». Джига.Фото из музея Большого театра.
В балете «Дон Кихот». Джига.
Фото из музея Большого театра.
В балете «Лебединое озеро». Венецианский танец.Фото из личного архива.
В балете «Лебединое озеро». Венецианский танец.
Фото из личного архива.
В опере «Кармен». «Оле».Фото из музея Большого театра.
В опере «Кармен». «Оле».
Фото из музея Большого театра.
В партии Чаги. «Князь Игорь».Фото из музея Большого театра.
В партии Чаги. «Князь Игорь».
Фото из музея Большого театра.
В балете «Мирандолина». Тарантелла.Фото из музея Большого театра.
В балете «Мирандолина». Тарантелла.
Фото из музея Большого театра.
В партии Пиратки в балете «Спартак» (постановка Игоря Моисеева).Фото из личного архива.
В партии Пиратки в балете «Спартак» (постановка Игоря Моисеева).
Фото из личного архива.

Награды

1951г. – награждена орденом «Знак Почета».
1966 г. – удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР/РФ».

						

Биография

Родилась в Москве 7 ноября 1923 г. В 1942 г. окончила Московское хореографическое училище (педагоги А. Монахов, Е. Гердт, М. Леонтьева, Т. Ткаченко, Г. Петрова), но в балетную труппу Большого театра была принята еще за год до окончания, в 41-м. За долгую исполнительскую карьеру, завершившуюся в 1970 г., исполнила множество значительных партий и танцев практически во всех балетах, входивших тогда в репертуар театра. Артистка обладала яркой актерской индивидуальностью, виртуозной техникой, фантастическим темпераментом. Очевидцы говорили, что, когда она танцевала, создавалось ощущение, будто искры летели из-под ее ног, при этом ей всегда удавалось ни в чем не погрешить против самого рисунка танца. Эталонным признано исполнение ею джиги в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, танец поставлен Р. Захаровым, 1942 г.) и партии Чаги («Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского, 1945 г.), которые она впервые – сразу же громко заявив о себе – исполнила, будучи совсем юной.

Также в репертуаре:
Венецианский танец (1943 г., «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горскго), Сарацинский танец (1945 г., «Раймонда» А. Глазунова, постановка Л. Лавровского), «Оле» (1945 г., опера «Кармен» Ж. Бизе, хореография С. Кореня), Рыбачка /рыбачки/ (1946 г., «Алые паруса» В. Юровского, хореография А. Радунского, Н. Попко, Л. Поспехина, Нищий /нищие/ (1948 г., «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского), Чардаш (1950 г., «Коппелия» Л. Минкуса, хореография А. Горского), Маша (1951 г., опера «От всего сердца» Г. Жуковского, хореография П. Вирского, первая исполнительница), Бродячая танцовщица /бродячие танцоры/; тарантелла (1949 г., «Мирандолина» С. Василенко, хореография В. Вайнонена), Венгерский танец (1951 г., «Раймонда», постановка Л. Лавровского), Красивая ведьма (1952 г., опера «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, хореография оба Р. Захарова), Красная шапочка (1952 г., «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Габовича, А. Мессерера), Огненная ведьма (1955 г., «Шурале» Ф. Яруллина, хореография Л. Якобсона), Курдский танец (1957 г., «Гаянэ» А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена), Пиратка /пираты/ (1958 г., «Спартак» А. Хачатуряна, хореография И. Моисеева, участница премьеры балета), Восточный танец (1960 г., опера «Руслан и Людмила» М. Глинки, хореография Р. Захарова), Мазурка, Краковяк (1960 г., картина «Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова), Цыганский танец (1960 г., «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, хореография А. Радунского), Дивчина /две дивчины/ (1961 г., «Лесная песня» Г. Жуковского, хореография О. Тарасовой, А. Лапаури, участница премьеры), Овернка /овернцы/ (1963 г., «Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена), Фламенко (1963 г., «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани), Чертовка, Русская кукла (1966 г., «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, первая исполнительница обеих партий) и многие, многие другие.

Партии готовила под руководством артиста, хореографа и педагога Анатолия Кузнецова, женой которого стала через два года после начала совместной работы в Большом театре. В дуэте с ним выступала также на концертной эстраде, исполняя концертные номера в его постановке.

Снималась в киноэкранизации балета «Ромео и Джульетта» (1955 г., реж. Л. Арнштам, балетмейстер-постановщик Л. Лавровский, «Мосфильм»).

  В 1970–73 гг. преподавала народно-характерный танец в Московском хореографическом училище. В 1973 г. была ассистентом балетмейстера-постановщика – опять-таки Анатолия Кузнецова – на постановке балета «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (хореография Р. Захарова) в Каирской балетной труппе. В 1974–80 гг. была педагогом-репетитором в Московском театре эстрады.

Умерла 23 декабря 2017 г. Похоронена на Пятницком кладбище.