Принят в Большой балет.Фото из музея Большого театра.
Принят в Большой балет.
Фото из музея Большого театра.

Награды

1972 г. — I премия Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве.
1973 г. — I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1976 г. — Премия Вацлава Нижинского Парижской академии танца.
1976 г. — звание «Заслуженный артист РСФСР/Российской Федерации».

В 1979 г. во время гастролей Большого театра в США отказался вернуться на родину. «Побег» Годунова получил широкий международный резонанс, сопровождался многочисленными пресс-конференциями и переговорами американской и советской сторон. Борьба американских СМИ и спецслужб за воссоединение танцовщика с его женой, артисткой Большого балета Людмилой Власовой, также находившейся на гастролях в США, но объявившей о своем добровольном решении вернуться на родину, не увенчалась успехом. Самолет, в котором она находилась, долгое время задерживался американскими властями в аэропорту, но в конце в концов был отпущен в СССР со всеми пассажирами на борту (разумеется, за исключением самого Годунова, который на борт так и не поднялся). В судьбе Годунова тогда самое горячее участие принял Иосиф Бродский, даже взявший на себя функции его переводчика. Впоследствии, откликаясь на загадочную раннюю смерть танцовщика, он назвал его «великим одиночкой». По мнению И. Бродского (так он написал в некрологе) Годунов «не прижился и умер от одиночества». А начиналось это одиночество в первые же дни пребывания артиста в благословенной Америке — еще в аэропорту. О том, как Годунов «остался» в Соединенных Штатах, был снят художественный фильм «Рейс 222» (режиссер Сергей Микаэлян, «Ленфильм», 1985 г.).

Оставшись в Америке, вскоре получил приглашение Михаила Барышникова войти в состав тогда возглавляемой им нью-йоркской труппы Американский театр балета (АБТ), где он танцевал в течение трех лет (1979-82 гг.), исполняя главные партии в балетах «Жизель», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Тема с вариациями» на музыку П.И. Чайковского (хореография Дж. Баланчина). Среди его партнерш были выдающиеся балерины — Наталья Макарова, Ева Евдокимова, Синтия Грегори.

Еще в 1981 г., до вынужденного ухода из АБТ, выступал как приглашённого солист в Театре танца Элвина Эйли/Alvin Aily Dance Theatre.

Затем в том же качестве выступал с различными балетными труппами мира, в том числе Токио-балетом и Балетом Асами Маки; а также в театре Колон (Буэнос-Айрес).
В 1984 г. создал собственную гастрольную труппу «Годунов и звёзды», выступавшую в разных городах США.

В 1985 г. закончил танцевать, решив возобновить начатую еще в СССР карьеру киноартиста. Дебютировал в фильме «Свидетель» (режиссер П. Уир, 1985 г.). Карьера в Голливуде продолжилась фильмами «Крепкий орешек» (режиссер Дж. Мактирнан, 1988 г.), «Музей восковых фигур-2» (режиссер Э. Хикокс, 1992 г.), и др.

Жизни и творчеству Александра Годунова посвящены фильмы «Мир, чтобы танцевать в нём» /«The World to Dance In»/ (режиссер Питер Розен, США, 1983 г.) и «Александр Годунов. Побег в никуда» (режиссер Лилия Вьюгина, производство «РТР», 2005 г.).

Умер в Лос-Анджелесе 18 мая 1995 г. Прах был развеян над океаном. Был символически захоронен в могилу своего педагога Алексея Ермолаева на Введенском кладбище.


						

Биография

«Он как будто создан для царственных появлений при звуках фанфар и труб, для рыцарских турниров, для парадных восхождений по ступеням трона».
критик и режиссер Борис Львов-Анохин о дебюте в партии Принца Зигфрида

«Александр Годунов был могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта».
Майя Плисецкая

Родился 28 ноября 1949 г. в Южно-Сахалинске и в том же году переехал с матерью в Ригу. В 1958-68 гг. учился в Рижском хореографическом училище (педагоги Ю. Капралис, А. Экис) в одном классе с Михаилом Барышниковым. В 1967-71 гг. был солистом московского Хореографического концертного ансамбля СССР «Молодой балет» под руководством И.А. Моисеева.

В 1971 г. по приглашению Юрия Григоровича поступил в труппу Большого, дебютировал в па де труа в балете «Лебединое озеро». Сразу занял положение ведущего солиста. Долгое время репетировал под руководством замечательного танцовщика и педагога Алексея Ермолаева.

Репертуар

па де труа, Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича, 1971 г.)
солист («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1972 г.)
Принц Зигфрид («Лебединое озеро», хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А. Мессерера, 1972 г.)
Вронский («Анна Каренина» Р. Щедрина, хореография М. Плисецкой, Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова, 1972 г.)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1973 г.)
Хозе («Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина, хореография А. Алонсо, 1974 г.)
Любимый ( «Озарённость» на музыку А. Пахмутовой в постановке Н. Рыженко, В. Смирнова-Голованова, 1974 г.)  первый исполнитель
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1974 г.)
солист («Гибель розы» на музыку Г. Малера, хореография Р. Пети, 1974 г.)
Клавдио («Любовью за любовь» Т. Хренникова в постановке В. Боккадоро, по мотивам комедии У. Шекспира «Много шума из ничего», 1976 г.— первый исполнитель
Спартак («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича, 1976 г.)
Иван Грозный («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича, 1976 г.)
Пастух («Весна священная» И. Стравинского, хореография Н. Касаткиной, В. Василева, 1977 г.)
Солор (картина «Тени» из балета «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, 1978 г.)
Паганини («Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского, 1978 г.)
Тибальд («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1979 г.) — первый исполнитель

Балет на экране, кинематограф

Снимался в оригинальном телебалете «Московская фантазия» на музыку В. Артёмова (балетмейстеры и режиссеры Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов, т/о "Экран«,1972 г.), киноэкранизации балета «Анна Каренина» (режиссер М. Пилихина, «Мосфильм», 1975 г.), телеэкранизации балета «Кармен-сюита» (режиссер Ф. Слидовкер, т/о «Экран», 1978 г.), документальном фильме «Мир танца» (режиссер Ю. Альдохин, «Центрнаучфильм», 1972 г.), телевизионном фильме-концерте «Классические дуэты» (режиссер Н. Субботин, т/о «Экран», 1976 г.).
В 1978 г. исполнил роль Лэмисона в телевизионном художественном фильме «31 июня» по одноименной повести Дж. Б. Пристли (режиссер Л. Квинихидзе, хореограф В. Боккадоро; «Мосфильм»).