Награды

В 1959 г. получил звание «Заслуженный артист РСФСР» (Российской Федерации).
В 1964 г. — «Народный артист РСФСР».
В 1968 г. был удостоен звания «Народный артист СССР».
В 1972 г. за ряд концертных программ был удостоен Ленинской премии.
В 1975 г. получил Государственную премию РСФСР имени М.И. Глинки.
В 1983 г. получил Государственную премию СССР.
В 1986 г. был удостоен звания «Герой Социалистического труда».
В 1993 г. был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В 1994 г. — награжден Международной премией Андрея Первозванного «За Веру и Верность».
В 1998 г. — орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
1999 г. — Почетный дирижер Большого театра.

Награжден также Орденом Трудового Красного знамени (1967 г.), Орденами Ленина (1971 г., 1978 г.) и Орденом Дружбы народов (1976 г.).
Среди других орденов и званий — орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария), орден Почетного Легиона (Франция), титул Почетного академика Шведской Королевской академии, Почетного академик Академии искусств США, Почетного профессора МГУ и Российской музыкальной академии им. Гнесиных, Почетного члена Музыкальной академии Вагнера, Почетного члена Шубертовского общества и др.

В 1999 г., после премьеры оперы «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова под его музыкальным руководством, получил титул «Почетный дирижер Большого театра».


				
Евгений Светланов

Биография

Родился в Москве 6 сентября 1928 г. в семье артистов оперной труппы Большого. Детство провел практически в стенах Большого театра. Впервые выступил в Большом, будучи еще ребенком, — исполнил роль сына Чио-Чио-сан в одноименной опере Дж. Пуччини.
В 1951 г. окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс фортепиано Марии Гурвич, класс композиции Михаила Гнесина). В 55-м — Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского, где его педагогом по классу фортепиано был Генрих Нейгауз, класс композиции вел Юрий Шапорин, а класс дирижерского мастерства — Александр Гаук, основатель отечественной дирижерской школы и будущего «светлановского» Госоркестра.

Дирижерский дебют Светланова состоялся на радио в 1953 г., когда он был еще студентом.
В 1954 г. пришел в Большой театр дирижером-ассистентом. Служил в Большом до 1965 г. В 1962 г. был назначен музыкальным руководителем КДС (Кремлевского Дворца съездов, ныне Государственный Кремлевский дворец), который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра.
В 1963-65 гг. был главным дирижером Большого и КДС.

В Большом театре осуществил постановки опер

«Царская невеста» Н.Римского-Корсакова (1955 г.)
«Чародейка» П.Чайковского (1958 г.)
«Не только любовь» Р.Щедрина (1961 г.)
«Октябрь» В.Мурадели (1964 г.)
«Отелло» Дж.Верди (1964 г.)
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова (1983 г.)
«Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова (1988 г.)
«Псковитянка» (1999 г.)

и балетов

«Тропою грома» К. Караева (1959 г.)
«Паганини» на музыку С. Рахманинова (1960 г.)
«Ночной город» на музыку Б. Бартока (1961 г.)
«Страницы жизни» А. Баланчивадзе (1961 г.)

В 1964 г. Евгений Светланов руководил первыми гастролями Большого театра на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала, прошедшими с огромным успехом.

С 1965-го по 2000 г. был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) СССР (ныне России), который под его руководством достиг своих самых больших высот («Лучший оркестр — тот, что поет», по словам самого Светланова), объездил весь Советский Союз и выступал в лучших концертных залах мира, завоевав широкую международную известность.

В 1992-2000 гг. был главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды).

Со своим оркестром Евгений Светланов записал грандиозную «Антологию русской музыки» — как утверждает официальный сайт Светланова, если переиздать эту антологию на компакт-дисках, вышла бы серия, состоящая из 250 CD.

Всего Светланов осуществил более трех тысяч записей, инициированных российскими, японскими, французскими, английскими и голландскими звукозаписывающими компаниями.

Его репертуар был поистине безграничен. Но среди особенных предпочтений выделялись Рахманинов, Мясковский, Малер.

Дирижировал первыми исполнениями в СССР многих произведений советских и зарубежных композиторов («Жанна д’Арк на костре» А. Онеггера, «Турангалила» О. Мессиана, «Свидетель из Варшавы» А. Шёнберга)

Дирижировал многими прославленными зарубежными оркестрами, в том числе
оркестром Би-би-си,
британской Филармонией,
Лондонским симфоническим оркестром,
Лондонским филармоническим оркестром,
Оркестром Филадельфии (США),
Окестром Парижа,
Национальным оркестром Франции,
Филармоническим оркестром Французского радио,
Страсбургским филармоническим,
Национальным оркестром Монпелье,
Оркестром Санта-Чечилии (Италия),
Берлинским и Мюнхенским филармоническими оркестрами,
Венским симфоническим оркестром,
Оркестром театра де Ла Монне (Брюссель),
Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам),
Симфоническим оркестром Шведского радио,
Финским филармоническим оркестром,
Оркестрам и Финского и Датского радио,
Филармоническим оркестром Осло,
Гетеборгским симфоническим оркестром,
Симфоническим оркестром Эн-эйч-кей.

Перу Светланова-композитора принадлежат рапсодия «Картины Испании», Симфония h-moll, симфонические поэмы «Даугава» и «Калина красная», Поэма для скрипки с оркестром памяти Давида Ойстраха, Ария для ансамбля виолончелей, Концерт для фортепиано с оркестром, «Романтическая баллада», «Сибирская фантазия» и др., перу Светланова — музыкального критика — множество статей, рецензий и заметок, публиковавшихся в периодических изданиях и сборниках.

Умер 3 мая 2002 г. в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ