Награды

1991 г. – стал членом-корреспондентом Академии Художеств СССР.
1994 г. – удостоен звания народного художника Российской Федерации.
1995, 2002 г. – получил Государственную премию РФ.
1997 г. – принят в действительные члены Российской академии художеств.
2003 г. – удостоен ордена Почета; Серебряной медали Международной выставки Квадриеннале сценографии в Праге.
2008 г. – удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени; независимой театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь и достоинство».
2011 г. – награда Культурной ассоциации «Премия имени Н.В. Гоголя в Италии».
2013 г. – награжден орденом Дружбы;
премией им. Олега Янковского «Творческое открытие»;
а также награды Российской академии художеств и др.

				
Борис Мессерер

Биография

Родился 15 марта 1933 г. в Москве в семье артиста балета, педагога и хореорафа Асафа Мессерера, чья жизнь была неразрывно связана с Большим театром. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт (педагог – Александр Дейнека), посещал мастерскую графика Артура Фонвизина. В 1956–57 гг. в составе авторской группы (А.Гончаров, А.Васнецов, В.Эльконин, И.Бруни) работал над панно «Москва» для главного павильона выставки «ЭКСПО»-1958 в Брюсселе.

Среди работ в других драматических театрах:

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
 
«Парусиновый портфель» по одноименной пьесе М. Зощенко (режиссер О. Ремез, 1966 г.) 
«Похождения бравого солдата Швейка» по роману Я. Гашека (режиссер О. Ремез, 1971 г.) 
«Недоросль» Д. Фонвизина (режиссер О. Ремез, 1975 г.) 

Московский театр Сатиры
 
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по повести А. Линдгрен (режиссер М. Микаэлян, 1968 г.) 
«Самоубийца» Н. Эрдмана (режиссер В. Плучек, 1982 г.) 
«Трибунал» В. Войновича (режиссер В. Плучек, 1989 г.) 

Театр им. Моссовета 
«Дальше – тишина» В. Дельмар (режиссер А.Эфрос, 1969 г.) 
«Орнифль, или Сквозной ветерок» Ж. Ануя (режиссер С. Юрский, 1986 г.)

Московский драматический театр на Малой Бронной
«Покровские ворота» по одноименной пьесе Л. Зорина (режиссер М. Козаков, 1974 г.)

Театр им. Евг. Вахтангова 
«Неоконченный диалог» В. Чичкова (режиссер Е. Симонов, 1976 г.) 
«Три возраста Казановы» по пьесам М. Цветаевой «Приключение» и «Феникс» (режиссер Е.Симонов, 1985 г.) 

Московский театр им. Владимира Маяковского
«Круг» С. Моэма (режиссер Т. Ахрамкова, 1988 г.)
«Валенсианские безумцы» Л. де Веги (режиссер Т. Ахрамкова, 1990 г.)
«Горбун» С. Мрожека (режиссер А. Гончаров, 1991 г.)

Московский академический Художественный театр (до разделения на два театра)
«Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (режиссер В. Шиловский, 1975 г.)
«Принц и нищий»по пьесе С. Михалкова по мотивам романа М. Твена (режиссер Л. Танюк, 1980 г.)

Московский академический Художественный театр им. А.П. Чехова

«Трагики и комедианты» В. Арро (режиссер Н. Скорик, 1991 г.)
Последняя ночь Отто Вейнингера Е.Соболя (реж. Г.Бессер, 1991 г.)
«Осколки разбитого вдребезги» (композиция Я. Смоленского по рассказам А. Аверченко, режиссер Р. Сирота, 1991 г.)
«Из жизни дождевых червей» П.-У.Энквиста (режиссер М. Кочетков, 1991)
«Горе от ума» А. Грибоедова (режиссер О. Ефремов, 1992 г.)
«Молочный фургон не останавливается больше здесь» Т. Уильямса (постановка В.Долгачева, 1993)
«Мишин юбилей» А.Гельмана и Р.Нельсона (режиссер О. Ефремов, 1994 г.)
«Борис Годунов» А. Пушкина (режиссер О. Ефремов, 1994 г.)
«Преступление и наказание» по одноименному роману Ф. Достоевского (режиссер В. Сергачев, 1996 г.)
«Привидения» Г. Ибсена (режиссер Н. Скорик, 1999 г.)

В 1990–1997 гг. был главным художником МХАТ им. А.П. Чехова (ныне МХТ им. Чехова).

Театр на Таганке

«Фауст» (свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по трагедии И. В. Гете, режиссер Ю. Любимов, 2002 г.)


Работа в музыкальном театре

Дебютировал в Большом театре в 1963 г. на постановке балета «Подпоручик Киже» на музыку С. Прокофьева (хореографы А. Лапаури, О. Тарасова). В Большом в качестве художника-постановщика также принял участие в выпуске балетов –«Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе – Р. Щедрина (хореограф А. Алонсо, 1967 г.), «Конек-горбунок»» Р. Щедрина (хореограф Н. Андросов, 1999 г.), «Светлый ручей» Д. Шостаковича (Хореограф А. Ратманский, 2003 г.).

Был дизайнером грандиозной выставки «Художники Большого театра за 225 лет», развернутой в московском Центральном выставочном зале «Манеж». Лейпцигский оперный театр
«Пиковая дама» П. Чайковского (режиссер Б. Покровский, 1964 г.)

Тбилисский театр оперы и балета им. З. Палиашвили
«Золушка» С. Прокофьева (хореограф В. Чабукиани, 1966 г.)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (хореограф Д. Дадишкилиани, 1969 г.)

Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский)
«Левша» Б. Александрова (хореограф К. Сергеев, 1976 г.)

Ереванский театр оперы и балета им. А. Спендиарова
«Спартак А. Хачатуряна (хореограф В. Галстян, 1978 г.)

Болгарский национальный театр оперы и балета (Софийская опера и балет)
«Лебединое озеро» П. Чайковского (1981 г.)

Театр «Кремлевский балет»
«Щелкунчик» П. Чайковского (хореограф А. Петров, 1993 г.)

Московский театр Новая опера им. Е.В. Колобова
«Школа жен» В. Мартынова (автор идеи и либретто Ю. Любимов, режиссер И. Ушаков, 2014 г.)

Был художником-постановщиком кинофильмов «Лев Гурыч Синичкин» (режиссер А. Белинский, ТО «Экран». 1974 г.), «Двенадцать стульев» (режиссер М. Захаров, ТО «Экран». 1977 г.), «Романовы. Венценосная семья» (режиссер Г. Панфилов, Роскомкино, компания «Вера», 2000 г.), а также ряда телеспектаклей, включая балеты Большого театра «Подпоручик Киже» и «Кармен-сюита».

Работает в области станковой живописи. Имел многочисленные персональные выставки.

Неоднократно выступал в качестве дизайнера выставок, среди которых ряд крупнейших экспозиций в Государственном музее изобразительных искусств/ ГМИИ им. А.С. Пушкина «Москва – Берлин, 1900-1950» (1996 г.), «Русский придворный костюм» (2000 г.), «Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005 г.), «Феллини!» (2005 г.), «Маски. От мифа до карнавала» (2006 г.), «Уильям Тернер» (2008 г.), «Пикассо» (2010 г.), «Сальвадор Дали» (2011 г.), «Уильям Блейк и британские визионеры» (2011 г.), «Воображаемый музей» (2012 г.), «Прерафаэлиты: викторианский авангард» (2013 г.), «Шедевры Тициана из музеев Италии» (2013 г.), а также «Сто и двенадцать стульев» (2000 г.), «Пиковая дама. Карты в жизни. Жизнь в картах» (2002 г.) в Государственном историческом музее, «Ситцевая Россия» (2010 г.) в московском Музее декоративно-прикладного искусства. 

Автор – совместно с супругой Б. Ахмадулиной – книг-альбомов «Таруса» («Артлибрис», 2005 г.), «Белые ночи» (2012 г.), автор и составитель книги «Театр Бориса Мессерера» («Гамма-Пресс», 2014 г.). Написал и оформил воспоминания о Белле Ахмадулиной «Промельк Беллы» (Редакция Елены Шубиной, 2016 г.).

По его эскизам создан памятник Белле Ахмадулиной в Тарусе (отлит в бронзе З. Церетели).

Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, музея Большого театра, Музея С.С. Прокофьева, Государственного литературного музея А.С. Пушкина, Московского музея современного искусства, а также в частых собраниях в России и за рубежом.
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ