Награды

Лауреат премии Ленинского комсомола (1979);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989);
Призер Международного оперного фестиваля в г. Сегеде (Большая золотая медаль, Венгрия, 1981);
Лауреат Международного фестиваля А. Бородина (Верона, Италия, 1987);
Лауреат Фонда им. И. Смоктуновского (I премия, 1999);
Удостоен золотой медали Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в области художественно-постановочного решения оперных спектаклей в последнее десятилетие XX века» (2003).

				
Виктор Вольский

Биография

Родился в 1947 г. в Москве.
Окончил Московскую художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова Академии художеств СССР (ныне Московскую центральную художественную школу при Российской академии художеств).
В 1972 г. окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ.
Сотрудничал с выдающимися дирижерами нашего времени: Геннадием Рождественским, Марком Эрмлером, Евгением Колобовым, Альгисом Жюрайтисом, Юрием Симоновым, Эри Класом, Петером Шнайдером, Михаилом Юровским.
С крупнейшими режиссерами: Борисом Покровским, Андреем Гончаровым, Фольком Шлёндорфом, Хансом-Йоахимом Фрайем и звездами мирового балета, хореографами: Владимиром Васильевым, Михаилом Лавровским.

Многие работы создавал в содружестве с братом Рафаилом Адольфовичом Вольским (1938-2007), в начале 1980-х г. сложился их творческий альянс «сценограф - художник по костюмам». Оформил около 300-х оперных, балетных и драматических спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Таллина, Минска, Баку, Мюнхена, Вероны, Парижа, Афин, Будапешта, Софии, Токио, Гонконга.

В 1979 г. дебютировал в Большом театре в качестве художника-постановщика оперы «Юлий Цезарь» Г.Ф. Генделя (дирижер В. Вайс, режиссер В. Милков).
Многие годы в Большом театре шли спектакли мировой оперной классики в декорациях и костюмах Виктора и Рафаила Вольских: «Золото Рейна» Р. Вагнера (дирижер Ю. Симонов, режиссер В. Милков, 1979), «Ифигения в Авлиде» К.В. Глюка (дирижер М. Эрмлер, режиссер В. Милков, 1983), «Вертер» Ж. Массне (дирижер А. Жюрайтис, режиссерский дебют Елены Образцовой, 1986), «Русалка» А. Даргомыжского, дирижер М. Эрмлер, режиссер М. Кисляров, 2000).

Среди спектаклей Большого, в создании которых он принимал участие в качестве художника-постановщика, также известные балетные постановки — «Балда» Д. Шостаковича (дирижер П. Сорокин, хореограф-постановщик В. Васильев, 1999) и одноактные балеты М. Лавровского (в качестве хореографа-постановщика): «Нижинский» С. Рахманинова и «Матадор» М. де Фальи (дирижер П. Клиничев, 2001).
В. и Р. Вольские участвовали в совместных проектах Большого театра с Софийским национальным театром оперы и балета («Князь Игорь» А. Бородина в постановке болгарского режиссера Пламена Карталова), в постановке «Князя Игоря» А. Бородина Борисом Покровским на фестивале Арена ди Верона/Arena di Verona (1987), с Баварской государственной оперой («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича в постановке немецкого кинорежиссера Фолькера Шлёндорфа, 1993).

Режиссер Борис Александрович Покровский стал ключевой фигурой в творческой биографии художника. В Камерный музыкальный театр (ныне Камерная сцена им. Б.А. Покровского Большого театра) Виктор Вольский был приглашен Покровским в 1982 г. По его эскизам созданы декорации опер «Дон Жуан, или Наказанный развратник» (1987), «Свадьба Фигаро» (2001), «Волшебная флейта» (2004) В.А. Моцарта — «моцартиана» мастера и художника вошла в золотой фонд театра Покровского.
В 1987 г. в качестве художника-постановщика участвовал в создании оперы «Хованщина» М. Мусоргского — постановка Бориса Покровского в Театре оперы и балета «Эстония» (Таллин, 1987). В Камерном театре вместе они работами над операми: «Коронация Поппеи» К. Монтеверди (1998), «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (1993), «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г.Ф. Генделя (2002).
В Камерном музыкальном театре в декорациях Вольского увидели свет оперы «Ревизор» В. Дашкевича (2007) и «Бег» Н. Сидельникова (2010) режиссера-постановщика Ольги Ивановой.

Среди хореографов наиболее тесный творческий контакт установился с народным артистом СССР, легендарным танцовщиком Владимиром Васильевым, вместе они осуществили постановки:
«Дон Кихот» Л. Минкуса (театр Кремлёвский балет, Москва, 1994);
На основе оперы Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и Реквиема В.А. Моцарта Евгением Колобовом, Владимиром Васильевым и братьями Вольскими создан спектакль «О, Моцарт! Моцарт…» (Московский театр Новая опера/ ныне Новая опера им. Е.В. Колобова, 1995);
«Балда» Д. Шостаковича был поставлен в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац (музыкальный руководитель и дирижер О. Белунцов);
«Золушка» С. Прокофьева (Воронежский театр оперы и балета, 2006);
«Макбет» К. Молчанова (Воронежский театр оперы и балета, 2010);
«Красный Мак» Р. Глиера (Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, 2010);
«Анюта» В. Гаврилина (Воронежский театр оперы и балета, 2008; Красноярский театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, 2009; Самарский академический театр оперы и балета, 2011; Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, г. Минск, 2012; Башкирский театр оперы и балета, г. Уфа, 2015 – всего около 20 премьер в театрах России и за рубежом).

За последние два десятка лет среди заметных работ в классической опере совместные проекты с режиссером Хансом-Йоахимом Фрайем: «Летучий голландец» Р. Вагнера (Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, г. Минск, 2013) и «Ариадна на Наксосе» (Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского / ныне Камерная сцена Большого театра России, 2016);
Оперы: «Риголетто» Дж. Верди (режиссер М. Кисляров, Самарский академический театр оперы и балета, 2008);
«Пиковая дама» П. Чайковского (режиссер В. Милков, Нижегородский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, 2007);
«Флория Тоска» Дж. Пуччини (режиссер Н. Лактионов, Чувашский государственный театр оперы и балета, г. Чебоксары, 2005);
«Паяцы» Р. Леонкавалло (режиссер Н. Лактионов, Башкирский государственный театр оперы и балета, г. Уфа, 2004);
«Князь Игорь» А. Бородина (постановка С. Гаудасинского, Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр, 1991).

Параллельно с карьерой в оперном театре в качестве художника Вольский оформлял спектакли в драматических театрах Москвы: Малый, МХАТ им. М. Горького, Центральный академический театр Советской (ныне Российской) армии, академический театр им. Вл. Маяковского, драматический театр на Малой Бронной, театр Миниатюр, театр Эстрады, Московский областной театр, Московский детский музыкальный театр им. Н. Сац, драматический театр под руководством А. Джигарханяна, учебные театры ГИТИСа и Школы-студии МХАТ.

Также среди работ Виктора Вольского — выставки и инсталляции, оформление фестивалей и гастролей. В разные годы он был главным художником церемоний открытия фестивалей и Дней культуры России во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки. Оформлял программы гастролей труппы «Звезды советского балета» в ГДР, Португалии, Швейцарии, ФРГ, Голландии, Бельгии (1984-1986).