В партии Китри в балете «Дон Кихот».Photo by Larisa Pedenchuk.
В партии Китри в балете «Дон Кихот».
Photo by Larisa Pedenchuk.
В партии Китри в балете «Дон Кихот».
В партии Китри в балете «Дон Кихот».
В партии Фригии в балете «Спартак». Фото Ларисы Педенчук.
В партии Фригии в балете «Спартак».
Фото Ларисы Педенчук.
В партии Эолы в балете «Икар».
В партии Эолы в балете «Икар».
В партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта».
В партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта».

Награды

1976 г. — Премия Ленинского комсомола; орден «Знак Почёта».
1984 г. — звание «Народная артистка СССР».


						

Биография

Родилась 15 мая 1956 г. Родилась в Чебоксарах. Будучи ученицей Пермского хореографического училища (педагог Людмила Сахарова), в 1972 г. стала лауреатом I премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета (Москва), а в 1973 г. завоевала Гран при II Международного конкурса артистов балета в Москве. С этих конкурсов началась ее слава на всю страну, а вскоре — и на весь мир.

Уникальные данные Павловой — и прежде всего ее невиданно большой шаг — вызвали фурор, обеспечив ей внимание мировой балетной общественности на международном конкурсе в Москве, в самом Большом театре и за его пределами. Балерина-вундеркинд произвела такое сильное впечатление, что знаменитый импресарио Сол Юрок специально оговорил участие ученицы пермской балетной школы в гастролях Большого балета в США (1973 г.), где ее сразу же оценили и запомнили.

Продолжая быть ученицей Пермского училища, танцевала ведущие партии в спектаклях Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В 1974 г. окончила Пермское хореографическое училище и в течение сезона 1974/75 была солисткой Пермского театра оперы и балета. В марте 1975 г. исполнила партию Жизели в спектакле Большого театра (ред. Л. Лавровского), после чего в июне того же года была приглашена в балетную труппу Большого на положение солистки. Репетировала под руководством Марины Семеновой.
Оставила театр в 2000 г.
В 2013 г. стала балетмейстером-репетитором балетной труппы Большого театра.

Репертуар

Маша («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, 1975 г.)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1976 г.)
Геро («Любовью за любовь» Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро, 1976 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в ред. Ю. Григоровича, 1977 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича, 1977 г.)
Валентина («Ангара» А. Эшпая, хореография Ю. Григоровича, 1978 г.)
Эола («Икар» С. Слонимского, хореография В. Васильева, 1978 г.)
Солистка /Классическое па де де на музыку Дж. Торелли («Эти чарующие звуки...» на сборную музыку в постановке В. Васильева, 1978 г.)
Девушка («Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера, хореография М. Фокина, 1978 г.)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича, 1979 г.)
Ширин («Легенда о любви» хореография Ю. Григоровича, 1979 г.)
Принцесса («Деревянный принц» Б. Бартока в постановке А. Петрова, 1981 г.) — первая исполнительница
Принцесса Флорина («Спящая красавица», 1982 г.)
Седьмой вальс и прелюд («Шопениана», хореография М. Фокина, 1982 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, первая ред. Ю. Григоровича, 1986 г.)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в ред. Ю. Григоровича, 1987 г.)
Катерина («Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича, 1989 г.)
Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в ред. Ю. Григоровича, 1992 г.)
Люсиль Гран («Па де катр» Ц. Пуни, хореография Ж. Перро в ред. А. Долина, 1993 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Сильфида («Сильфида» Х. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в ред. Э.М. фон Розен, 1996 г.)

Имела обширный концертный репертуар, в том числе номера, поставленные специально для нее.

В 1984 г. окончила балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС — ныне РАТИ).

В 1992-94 гг. возглавляла московский Театр балета Надежды Павловой, в 1995 г. являлась художественным руководителем труппы «Ренессанс-балет».
В 1998-99 гг. как приглашённая звезда выступала в спектаклях труппы «Русский балет».
В 2000 г. была педагогом-пепетитором балетного театра «ГИТИС» под рук. В. Ахундова.
С 2009 г. — балетмейстер-репетитор в Государственном академическом театре классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василева.

Снималась в заглавной роли в художественном фильме «Синяя птица» (реж. Дж. Кьюкор, композитор А. Петров, балетмейстеры И. Бельский, Л. Якобсон, СССР-США, «Ленфильм», 1975 г.), в роли Зины Лебедевой в худ. фильме «Сицилианская защита»; (реж. И. Усов, «Ленфильм», 1981 г.), а также в телефильме-концерте «Дуэт молодых» (реж. В. Граве, т/о «Экран», 1978 г.) и др.

Творчеству Надежды Павловой посвящены документальные фильмы «Танцует Надя Павлова» (реж. В. Баранов, Пермская студия телевидения, 1973 г.), «Начало пути» и «Джульетта» (реж. Б. Галантер, Свердловская киностудия, 1974 г.), «Надежда Павлова» (реж. С. Конончук, Агентство международной информации, 1994 г.).

Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ
Официальный спонсор балета Большого театра – компания Nestlé