«Это опера о Воскрешении»

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ

Над оперой «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберт работал в январе-апреле
1820 года. Библейский сюжет, повествующий о чудесном воскрешении юноши, оказался мистически связанным с историей «воскрешения» самого произведения.

При жизни Шуберта никто, даже близкие друзья, не подозревали о существовании этого сочинения. Рукопись была обнаружена его братом Фердинандом лишь после смерти композитора. Она оказалась незаконченной: из предполагавшихся трех актов Шуберт написал неполных два, повествующих о смерти Лазаря и положении его в могилу.
Третий же акт — собственно воскрешение — Шуберт даже не начал.

Первое исполнение неоконченного «Лазаря» состоялось под управлением Фердинанда Шуберта спустя два года после смерти автора в пасхальное воскресенье 1830 года в церкви Св. Анны в Вене.

«Лазарь» — одновременно и театральное, и религиозное сочинение. Сам Шуберт назвал эту оперу «религиозная драма». Нам неизвестно, рассчитывал ли композитор на исполнение ее в церкви или на сцене. Однако разделение на акты, указания места действия, ремарки о поведении персонажей и подобные замечания говорят о том, что «Лазарь» создавался для театральной сцены.

В 1994 году руководитель Баховской Академии в Штутгарте Хельмут Риллинг предложил дописать «Лазаря» одному из крупнейших русских композиторов второй половины ХХ века Эдисону Денисову. Позднее Денисов признавался: «Это опера о Воскрешении и она не может существовать без воскрешения Лазаря. ... Я не хотел, чтобы публика была разочарована, когда закончится партитура Шуберта, чтобы у нее было ощущение, что музыка стала хуже, потеряла свой шарм и выразительность. … Я не могу создать музыку лучше Шуберта, и по этой причине я еще раз отбросил идею «писать в манере Шуберта». Я предпочел быть ведомым своей музыкальной интуицией и говорить своим собственным языком, ничего не моделируя».

Премьера завершенного «Лазаря» с большим успехом состоялась в 1997 году под управлением Х. Риллинга в рамках мероприятий к 200-летнему юбилею композитора.

В основе сюжета оперы лежит рассказ о чудесном воскрешении Иисусом Христом Лазаря из Вифании, который описан в Евангелии от Иоанна (11:1-46). Либреттист А.Г. Нимейер значительно расширил повествование на счет поэтических размышлений героев оперы о смерти и жизни, страхе и вере. Он также вводит персонажей, которые упоминаются в Новом завете, но отсутствуют в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна: Симон, Нафанаил и Емина.

«Лазарь» — опера уникальная: сложно найти другое сочинение, которое две трети действия повествует о смерти, но наполнено таким светом! Это музыка не о мраке и страданиях, а о вере и радости. Оперу пронизывают удивительно красивые мелодии (объединяющие простоту песни, театральность оперы и возвышенность мессы), инструментовка прозрачна, среди солистов нет низких голосов, а мажор лишь изредка уступает место минору. Все это создает ощущение внутреннего света — духовного, божественного — который излучает вся опера. Ведь свет, истинная красота и гармония — идеалы, которым всю жизнь были верны и Шуберт, и Денисов.