«Турок в Италии» — это искрометная игра с дуновением комедии

Идея новой постановки малоизвестной у нас оперы Россини принадлежала музыкальному руководителю Камерного музыкального театра, народному артисту СССР Геннадию Рождественскому, который выступил в качестве дирижера-постановщика. Этой постановкой Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского продолжил линию эксклюзивного репертуара. На русской сцене опера впервые была поставлена в Петербурге в 1823 году. В Москве она звучала только фрагментарно и в концертном исполнении.

Автор около сорока опер, изысканный кулинар и гурман Джоаккино Россини добился славы первого композитора Италии уже к 25 годам. Работал он чрезвычайно быстро. Лучшие оперные театры боролись за право поставить его новую оперу. Правда, сейчас
его богатейшее наследие известно далеко не стопроцентно, многие оперы слышали только профессионалы.

«Турок в Италии» — ранняя комическая опера Россини, мелодичная, жизнерадостная, остроумная и тонизирующая. Она написана на либретто Феличе Романи, который был, наверное, лучшим итальянским либреттистом в длительный период между П. Метастазио и А. Бойто.
Премьера оперы состоялась в Милане в театре «Ла Скала» 14 августа 1814 года.
Во времена Россини разного рода заимствования были общепринятой практикой.
Вот и Феличе Романи воспользовался сюжетом либретто Катерино Маццола, написанного для одноименной оперы Франца Зейдельмана. У Маццола действие тоже происходит в Неаполе, действующие лица узнаваемы. Единственный персонаж, введенный Романи, — дон Нарчизо: в ХVIII веке у дамы из высшего общества, помимо мужа, как правило,
был и галантный кавалер.

Опера создавалась в пандан к «Итальянке в Алжире» (написанной годом раньше), что проявилось уже во взаимно отражающихся названиях. Россини «словно перевернул сюжет «Итальянки в Алжире», поместив турка в Италию, где произошли захватывающие абсурдные события», — пишет Герберт Вейнсток. Он же говорит о зеркальном отражении сюжетных переплетений двух опер. С другой стороны, «Турок в Италии» — это заочный россиниевский диалог с Моцартом, его операми «Свадьба Фигаро» (1786) и «Так поступают все женщины» (1790).

По мнению маститого исследователя мировой оперы Михаила Мугинштейна, «Турок в Италии» — это «искрометная игра с дуновением комедии дель арте, где персонажи виртуозно манипулируют друг другом… Все переливается элегантными тонами, не лишенными сентиментальности и грусти. Это глубина, которую Россини «прикрыл розами» (Гейне) галантно-чувственного и фиоритурного пения».