«Сервилия» — неразгаданная загадка

Опера Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сервилия» — малоизвестное сочинение занимает особое место в творческом наследии великого русского композитора. Совершенно нетипичные для Римского-Корсакова тема, эпоха и жанр, а также неудачная премьера изначально придали опере необычный статус, и она всегда стояла особняком среди многочисленных шедевров своего автора.

В русской музыкальной культуре мало фигур, имеющих такое же значение, как Римский-Корсаков. Его оперы неизменно входят в репертуар всех театров страны и ставятся во многих оперных домах по всему миру, его творчество изучается пристально и досконально, о личности и творчестве композитора написаны книги и множество статей. Тем удивительнее, что «Сервилия» до сих пор остается неразгаданной загадкой.

Она невероятно интересна тем, что это единственная опера, в которой Римский-Корсаков обратился к «чужой» культуре и воплотил в музыке сюжет из истории Древнего Рима. Причем обращение это не было случайным или необдуманным: композитор долго вынашивал замысел и художественную концепцию произведения. Предварявшие сочинение «Сервилии» теоретические размышления носили экспериментальный характер: «Сюжет из жизни древнего Рима развязывал руки относительно свободы стиля. Тут подходило все, за исключением противоречащего явно, как, например, явно немецкого, очевидно французского, несомненно русского и т.д. <…> Свобода была, следовательно, почти что абсолютно полная. Но музыки вне национальности не существует, и в сущности всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальна. <...> Поэтому и для «Сервилии» необходимо было избрать, в общем, какой-либо наиболее подходящий национальный оттенок. Отчасти итальянский, отчасти греческий оттенки казались мне подходящими наиболее. Для бытовых моментов же, для плясок с музыкой и т.п., по разумению моему, значительно подходил оттенок византийский и восточный. Ведь у римлян своего искусства не было, а было лишь заимствованное из Греции. С одной стороны, в близости древней греческой музыки к восточной я уверен, а с другой — полагаю, что остатков древнегреческой музыки следует искать в искусстве византийском, отголоски которого слышатся в старом православном пении».

Даже небольшая цитата свидетельствует о том, что «Сервилия» стала для Римского-Корсакова лабораторией по поискам нового стиля; и пусть композитор в дальнейшем вернулся в более привычное для него русло, уникальность «Сервилии» переоценить невозможно.

Премьера 15 апреля 2016 года была приурочена к 85-летию выдающегося дирижера народного артиста СССР Геннадия Николаевича Рождественского. И в 2016 г. первую в истории полную запись «Сервилии» осуществил коллектив Камерного музыкального театра имени Бориса Александровича Покровского по инициативе и под музыкальным руководством маэстро Рождественского.