Давайте создадим оркестр!

«Вариации и фуга на тему Перселла» Бриттена (1946 г.) принадлежат (наряду с прокофьевским «Петей и волком») к популярнейшим «детским» сочинениям симфонической музыки.

Изначально Бриттен писал музыкальные иллюстрации к фильму об инструментах оркестра. Но огромное количество писем, полученных после выхода этого фильма, побудило композитора создать самостоятельное оркестровое произведение.

Музыкант-просветитель, Бриттен постоянно стремился привлечь юных слушателей в мир академической (но совсем не скучной!) музыки. Так, в его замечательном сочинении «Давайте создадим оперу!» маленькие и большие зрители становятся полноправными участниками спектакля.

Неслучайно для Бриттена и обращение к музыке Генри Пёрселла (использована тема Рондо из музыки к пьесе А. Бен «Абделазар»). Возродив на оперной сцене перселловский шедевр «Дидону и Эней», он нередко черпал вдохновение в наследии «золотого века» английской музыки.

Рельефная, яркая мелодия, исполняемая tutti и, затем, отдельно каждой оркестровой группой, «спускается» по всем инструментам оркестровой партитуры (начиная с флейты, далее по всем деревянным духовым, струнным, арфе, медным и ударным), чтобы в конце снова объединить весь оркестр в фуге. Автором предусмотрены словесные комментарии — краткие рассказы о каждом инструменте — написанные другом Бриттена, либреттистом оперы «Питер Граймс» Монтегю Слейтером.

Тяготевший к музыкальному театру, Бриттен и здесь создает увлекательное игровое зрелище с калейдоскопической сменой инструментов-«персонажей», надевающих к тому же различные «маски» (каждая вариация звучит в своем жанре — полонеза, марша, ноктюрна, хорала и т.д.) По меткой характеристике Р. Насонова, «композитору удается не только продемонстрировать виртуозные возможности всех оркестровых инструментов, но и создать целую галерею их портретов, объединенных занимательным музыкальным сюжетом».