Эмансипе начала XX века

Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948) — один из наиболее самобытных оперных композиторов ХХ столетия. Ярче всего талант композитора раскрылся в комических операх: он с большим успехом переносил на современную оперную сцену принципы комедии дель арте и стал одним из немногих достойных продолжателей традиции итальянской оперы-буффа.

Внимание Вольфа-Феррари привлекали разные литературные источники, но самое важное место среди них занимали комедии блестящего венецианского драматурга Карло Гольдони (1707-1793). В них композитор нашел замечательный источник вдохновения и создал на основе его пьес оперы «Любопытные женщины» (1903), «Четыре самодура» (1904-1906), «Обрученные любовники» (1916), «Хитрая вдова» (1931) и «Перекресток» (1936).

«Четыре самодура» — пятая из пятнадцати опер Вольфа-Феррари. Она была впервые поставлена в Мюнхене (Hoftheater) в 1906 г. на немецком языке под названием «Die vier Grobiane», и лишь в 1914 г. зазвучала на языке оригинальной пьесы под заголовком «I quatro rusteghi» в Милане (Teatro Lirico).

Пьеса Гольдони «Самодуры» (1760), которая легла в основу оперы, написана на венецианском диалекте. Само слово «rustеghi», ставшее в Венеции нарицательным, многозначно и может быть переведено как «хамоватый зануда», враг цивилизации, ретроград и тиран. И пьеса — не просто фарс о двух богачах, собравшихся поженить своих детей, а яркая и до сих пор очень актуальная социальная комедия.

Пьеса Гольдони не только отражает нравы своего времени и тему вечной борьбы полов, но и противостояние старого и нового порядков. Традиционный уклад олицетворяют отцы семейств (не случайно в Англии опера известна под названием «Школа отцов»), которые уверены, что оберегают жизненную мудрость и правду; женщины же выступают в роли их оппонентов и стараются привнести в привычную рутину дух свободы и праздника.

Вольф-Феррари в своей опере сумел сохранить самобытный стиль комедии, мастерски положив на музыку блестящие тексты, подчеркнув характеры героев и необычные ситуации. Он колоритно передает атмосферу XVII века, умело играет с традициями оперы-буффа, сплетает аллюзии на музыку Верди и Вагнера (кумиров предшествующей эпохи) с подражанием популярным венецианским мелодиям.

В России «Четыре самодура» ставились неоднократно: Свердловск, 1928 г.; Большой театр, 1933 г.; Пермь, 1956 г. и др. В Камерном музыкальном театре опера впервые была поставлена в 2003 г. и вернулась в новой редакции на русском языке в 2014 г.