*****

20.08.2013

"Лебединое озеро"/"Пламя Парижа«, Королевская опера, Лондон
Два вечера потрясающего танца в конце завершившегося лондонского сезона Большого


В конце лондонского визита Большого балета, завершившегося на прошлой неделе, последовали два вечера, продемонстрировавшие поистине изумительное исполнение. Во вторник Ольга Смирнова, всего лишь второй раз танцевавшая этот балет, громко заявила о своем Лебеде. Эти слова мало что могут объяснить, и тем не менее, за долгие годы моего знакомства с этим балетом, предъявляющим самые высокие требования
к исполнительнице главной партии, я видел немного балерин, которые так бы высветили двойную роль обреченной Королевы лебедей и дьявольской искусительницы. В партии Одетты Смирнова была само воплощенное оскорбленное достоинство, в каждой ее восхитительной линии звучала печальная песнь, которую пели танец и музыка. В партии гибельной Одиллии она по-прежнему оставалась — и как это оригинально! — возлюбленной Зигфрида, так же находящейся под воздействием навязчивых чар. И при этом была абсолютно роковой. Блестящий танец Смирновой вдохнул подлинную жизнь в музыку и хореографию. Еще одна радость: Семен Чудин, ее Зигфрид. Его танец — велик в своей масштабности, безукоризнен в артистическом высказывании, королевский. Благородный герой.

Следующий вечер, «Пламя Парижа». Эта знаменитая агитка советских времен в честь Французской революции и с бодрой музыкой была поставлена в 1932 г. и переделана Алексеем Ратманским пять лет назад. Я писал о ней тогда, отметив, что это все же мастерская адаптация советского блокбастера, имевшего своей целью снабдить пролетариат правильным пониманием его задач и добившегося этого с помощью громоподобных «эффектов» ярко выраженного социального протеста. Ратманский знает толк в этой традиции: его массовые танцы, сцены, проникнутые революционным пылом, страстное размахивание знаменами и каскад потрясающих па оказывают возбуждающее действие и с потрясающим мастерством исполняются артистами Большого.

Сцена в Версале, в которой Людовик XVI и его двор принимают позы, пока смотрят самый невероятный в мире дивертисмент, чрезвычайно утомительна (невзирая на то удовольствие, которое доставил блестящий «классицизм» Артема Овчаренко). Но у нас среди толпы имеются Наталья Осипова и Иван Васильев, которые демонстрируют ошеломительный танец взрывной силы: она восхитительно крутит многочисленные пируэты, парит, мчится с потрясающей легкостью — так, что простые смертные совершенно повержены; он взмывает в воздух, делает несколько оборотов, решает вернуться на землю, а затем взлетает, чтобы вновь совершить фигуры высшего пилотажа, еще более удивительные и сложные, — и все это с совершенно невозмутимым видом. Невероятно! Но Большой знает как. Брависсимо.

Клемент Крисп
«Файнэншл таймс», 7.08.2013
*****

Перевод Натальи Шадриной

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ