С Россини спорить невозможно!

03.11.2018

Одна за другой пройдут две премьеры опер Россини, который «выйдет» сразу на обе сцены Большого. Мы надеемся, что меломаны по достоинству оценят этот шаг. Ведь любить оперу и не любить Россини – практически невозможно! Знатоки и неофиты, профессионалы и любители, все равно преклоняются перед музыкой «упоительного Россини» (известную цитату из «Онегина» можно продолжить), и самые крупные величины всегда признавали его авторитет.

После паузы в четверть века в репертуар нашего театра возвращается «Севильский цирюльник» — самая популярная опера-буффа Джоаккино Россини. Над постановкой – спектакль пойдет на Новой сцене – работают маэстро Пьер Джорджо Моранди, известный итальянский дирижер, впервые приглашенный в Большой театр, и Евгений Писарев, режиссер-постановщик нашей блистательной «Свадьбы Фигаро» (Моцарт-2015), так что он уже второй раз воплощает на оперной сцене проделки неугомонного Фигаро.

Вторая премьера назначена на 22 декабря — на Исторической сцене театра состоится «Путешествие в Реймс». В 2017 г. мы давали эту оперу в концертном исполнении, теперь настал черед и сценической версии.

Il Barbarie di Sisviglia_1-by Damir Yusupov.jpg
Албертc Альбертс (хореограф), Евгений Писарев (режиссер-постановщик),
Пьер Джорджо Моранди (дирижер-постановщик).

Но вернемся к нашему сегодняшнему герою – «Севильскому цирюльнику». Он настолько музыкально убедителен, что под его обаяние попадал всякий, кто имел случай с ним познакомиться. Верди считал его «самой прекрасной из всех существующих опер-буффа», а Бетховен уговаривал автора при встрече: «Главное, пишите побольше «Цирюльников»!

Сейчас, когда ему перевалило за двести (премьера состоялась 20 февраля 1816 г. в римском театре «Арджентина»), мир по-прежнему пребывает во власти его чар. Несомненно, обаяния оперному шедевру сообщил и его первоисточник – чрезвычайно популярная в свое время комедия Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». Хотя сюжет ее довольно прост и вообще типичен для французской комедии XVIII столетия.

Самому Бомарше хватило и двух фраз для того, чтобы пересказать сюжет первой пьесы из его знаменитой трилогии (номером два последует блестящая «Женитьба Фигаро», на русской оперной сцене известная как «Свадьба Фигаро», не менее блестящий шедевр Моцарта). И вот они, эти фразы Бомарше: «Влюбленный старик /Доктор Бартоло/ собирается завтра жениться на своей воспитаннице /Розине/. Юный ее поклонник /Граф Альмавива/, как более ловкий, опережает его и в тот же день сочетается законным браком под самым носом опекуна у него же в доме». Но все мы знаем, что история могла бы закончиться иначе, не окажись поблизости бывший графский камердинер, а ныне цирюльник Фигаро, «краснобай, кропатель стишков, отважный певец и неутомимый гитарист …гроза мужей и любимчик жен». Он изобретает множество уловок и рискованных трюков, позволивших графу встретиться с Розиной и достичь желанной цели.

Il Barbiere di Siviglia_2-by Damir Yusupov.jpg
Анджей Филончик — Фигаро, Евгений Писарев (режиссер-постановщик), Богдан Михай — Граф Альмавива.

Россини — недаром прозванный «итальянским Моцартом» — как никогда щедр в этой опере на прекрасные мелодии. Он позаботился о том, чтобы каждый герой смог блеснуть хотя бы одной шлягерной арией. А знаменитую каватину Фигаро «Largo al factotum della città» («Место! Раздайся шире, народ!») автор сам и, как утверждают, с большим искусством исполнял в концертах (Известно, что на одном из подобных вечеров присутствовал российский император Александр I и, будучи под сильным впечатлением, по-царски одарил маэстро).

С Россини спорить невозможно – так считает режиссер-постановщик спектакля Евгений Писарев.

— Эта история настолько легкая, фантазийная, что ставить ее всерьез нам показалось странно. И мы с Зиновием Марголиным (сценограф – ред.) решили сыграть «Цирюльника» в шутливом, «нарядном ключе», для чего взяли на вооружение прием «театр в театре». Действие будет разворачиваться в двух пространствах. Первое — это «сцена», стилизованный театр времен Бомарше, пространство «хореографическое» и в буквальном смысле — возвышенное. Ниже расположено «закулисье», решенное как театр современный. Пока артисты находятся в этом приземленном, «бытовом» пространстве, они ведут себя как совершенно реальные, обычные люди. Кто-то сидит в спортивном костюме, кого-то гримируют, кого-то осматривает фониатр… Но забираясь на «помост», они меняют пластику, способ общения друг с другом, у них появляются аксессуары, на них надеваются костюмы. И все, что затем происходит на «сцене» — драматическое или комедийное, — это театр, буффонада. Комедия дель арте на оперной сцене, подчеркнутая откровенной театральностью костюмов (Ольги Шаишмелашвили – ред.).

Il Barbiere di Siviglia_3-by Damir Yusupov.jpg
Богдан Михай — Граф Альмавива, Евгений Писарев (режиссер-постановщик), Хулькар Сабирова — Розина.

Единственный герой, который органично существует и в том, и другом пространстве практически не меняясь (в одном костюме и одном пластическом рисунке), — Фигаро. Он появляется как суперзвезда, всеобщий идол. Однако на самом деле ему только предстоит стать персонажем всех времен и народов. Это случится с ним в «Женитьбе Фигаро», там он будет зрелым мужем и главным героем, практически alter ego Бомарше, а пока он еще только один из персонажей, остроумный и просто умный парень. А на первый план в нашем спектакле выходит Доктор Бартоло, поскольку именно вокруг него закручивается вся интрига. Помимо всего прочего, он еще и самый комедийный персонаж. У него единственного характер будет изменяться «по ходу пьесы». Он все время пытается казаться важной персоной, бесконечно повторяет: «Я доктор, я важный человек». На самом деле это человек маленький и — что очень важно! — нелюбимый. В итоге, мир его рушится, и в этом состоит его маленькая, но, в общем, трогательная «драмка».

Il Barbiere di Siviglia_4-by Damir Yusupov.jpg
Евгений Писарев (режиссер-постановщик) и Джованни Ромео (Бартоло).

Партию Розины в нашем спектакле поет сопрано (хотя изначально она написана для меццо), поэтому ее характеру хотелось придать большую тонкость, ранимость, изысканность. Ее можно сравнить с розой, у которой только-только начинают появляться шипы. И мы поместили ее в специально сконструированную оранжерею. Такую клетку для птички. И вот один ее там страшно охраняет, а другой желает выхватить из этой клетки. Подобная ситуация – впервые в ее жизни, и ей приходится сильно рисковать, принимая те или иные решения. А вот ее избранника Графа занимает сам процесс охоты. Победа для него решает все. Поэтому я иногда говорю артисту, исполняющему эту роль: «Не забывай, тебе все это интересно, пока птичка на балконе. Пройдет года три – и ты будешь искать новую Розину».

«Севильского цирюльника» знают в мире в первую очередь как оперу. Пьеса Бомарше по большому счету ничем не отличается от водевильных сюжетов французского театра того времени. И если бы не Россини, то вообще была бы забыта. А вот опера «Севильский цирюльник» непременно войдет в десятку лучших, займись сейчас кто-нибудь составлением рейтинга. И этот спектакль — счастье для зрителя, для певцов… и большая проблема для людей, которые пытаются представить его на сцене.

На премьере (и в последующих спектаклях) — подарок меломанам! — впервые за всю сценическую историю этой оперы в Большом прозвучит финальная ария Графа Альмавивы «Cessa di piu resistere» («Перестань сопротивляться»), которая обычно исключается ввиду ее чрезвычайной сложности. Первым исполнителем этого номера на нашей сцене станет румынский тенор Богдан Михай. Партию Альмавивы он пел в Бухаресте, Штутгарте, Немецкой опере в Берлине, театре Шатле в Париже, театре им. Дж. Верди во Флоренции и Большом театре в Женеве — с неизменным успехом у слушателей и критиков. Другим исполнителем этой партии (также не исключая сложную арию) будет Ярослав Абаимов, солист Новой оперы им. Е.В. Колобова и с 2015 г. приглашенный солист Большого. В партии Фигаро выступят солист нашей оперной труппы Константин Шушаков (в «Свадьбe Фигаро» Моцарта он поет Графа Альмавиву) и польский певец Анджей Филончик. Победитель конкурса им. С. Монюшко, в прошлом сезоне дебютировавший в Королевской опере Ковент-Гарден и на Зальцбургском фестивале, партию Фигаро г-н Филончик исполнял в Цюрихе и в Канадзаве (Япония).

Il Barbiere di Siviglia_5-by Damir Yusupov.jpg
Джованни Ромео (Бартоло), Богдан Михай (Альмавива), Михаил Казаков (Базилио), Анджей Филончик (Фигаро),
Ирина Долженко (Берта), Андрей Андрианов (Амброджио), Хулькар Сабирова (Розина).

Итальянец Джованни Ромео — прирожденный комедийный бас. В его репертуаре несть числа подобных партий. Это Дон Магнифико («Золушка» Россини), Дон Пистаккио («Колокольчик» Г. Доницетти), Доктор Уберто (оперы «Служанка-госпожа» Дж. Перголези и Дж. Паизиелло), Санчо Панса («Дон Кихот» Ж. Массне) и др. Доктору Бартоло в его исполнении аплодировали в Немецкой опере в Берлине, миланском Ла Скала, в Падуе и Бассано (Италия). Борис Жуков поет Бартоло в Новой опере и участвует в премьерных спектаклях Большого. На партию Розины приглашена солистка Академии молодых певцов Мариинского театра Антонина Весенина, дебютировавшая на премьере «Севильского цирюльника» в Мариинке в 2014 г. Хулькар Сабирова, солистка Немецкой оперы в Берлине и участница Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро (Италия), в этой партии впервые выступила в 2015 г.на сцене Арены ди Верона. (Нынешний сезон у нее будет отмечен впечатляющими дебютами – в партии Электры в опере «Идоменей» В.А. Моцарта в Королевском театре/ Teatro Real в Мадриде и в партии Леоноры в опере «Трубадур» Дж. Верди в театре Санкт-Галлена/ Швейцария). В партии Базилио выступят постоянный приглашенный солист Большого бас Дмитрий Ульянов и ведущий артист оперной труппы Михаил Казаков. Партию Берты исполнят солистки Ирина Долженко и Ольга Горчаковская.

Дирижер-постановщик Пьер Джорджo Моранди дирижировал спектаклями во всех крупнейших театрах Италии, за рубежом — в Парижской национальной опере, Метрополитен-опере, Датской и Шведской королевской операх, Немецкой опере в Берлине и других, накопил и записал большой оперный и концертный репертуар. «Секреты» итальянской оперы он постигал под руководством Риккардо Мути и Джузеппе Патане в театре Ла Скала (Милан), а также учился дирижерскому мастерству у Леонарда Бернстайна в Тэнглвудском музыкальном центре (штат Массачусетс, США).

Il Barbarie di Sisviglia_6-by Damir Yusupov.jpg
Пьер Джорджо Моранди (дирижер-постановщик) и Анджей Филончик (Фигаро).
Фоторепортаж с репетиций Дамира Юсупова.

Премьерная серия спектаклей пройдет 3, 4, 6, 7 и 8 ноября.

Первая постановка оперы «Севильский цирюльник» в России была осуществлена в 1821 г. в Одессе.
В московском Большом театре «Цирюльник» в первый раз появился в 1883 г. В 1913 г. (15 ноября) состоялась премьера в постановке Федора Шаляпина, исполнившего в этом спектакле партию Базилио (дирижер Эмиль Купер). Опера также ставилась в 1935-м (дирижер Лев Штейнберг, режиссер Леонид Баратов), 1944-м (дирижер Василий Небольсин, режиссер Ростислав Захаров) и 1965-м (режиссер Никита Никифоров). Возобновленный в 1989 г., спектакль шел на сцене Большого театра до 1995 г. В разные годы в спектаклях выступали Иван Козловский, Сергей Лемешев, Николай Озеров (Альмавива), Юрий Мазурок, Евгений Кибкало, Юрий Гуляев (Фигаро), Елена Катульская, Ирина Масленникова, Бэла Руденко (Розина), Евгений Нестеренко, Марк Рейзен (Базилио).

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ