«Мой балет – не роман Толстого,
а то, что я в нем чувствую»*

23.03.2018

Не будет преувеличением сказать, что Анна Аркадьевна Каренина является одним из самых востребованных литературных персонажей в театре и кино. Бесконечное количество экранизаций, хореографических и пластических воплощений, драматических спектаклей, есть оперы, родной язык которых English, пишется текст и для русской оперы (причем, она будет «собрана» из уже существующей музыки Валерия Гаврилина).

У Большого своя история взаимоотношений с этой дамой. В 70-е годы прошлого века роль Карениной исполняла Майя Плисецкая в специально написанном для нее балете Родиона Щедрина. А еще раньше, в 60-е, Большой ангажировал Бриттена написать оперу (предполагалось, что роль главной героини исполнит Галина Вишневская), но этот проект не был реализован по соображениям далеким от искусства.

Нетривиальный любовный треугольник, безумный накал страстей, несколько пар, абсолютно по-разному и счастливых, и несчастных, тайная и явная недоброжелательность окружения, сыгравшего свою роль в том, что протагонистка не вышла победительницей на поле своего сражения. Судьба Карениной могла бы сложиться иначе и в то время, в которое разворачивается действие романа. И столь же трагично, переместись она в наши дни.

«Величайший социальный роман во всей мировой литературе», – так отозвался об «Анне Карениной» Томас Манн. По умолчанию – на все времена, настоящие и будущие.

Ноймайер помнит и цитирует это высказывание. Филолог по первому образованию, он любит читать, а затем – «перечитывать» свои любимые книги на сцене. Среди его балетов (а их давно перевалило за сотню) – множество «литературных», поставленных по произведениям Шекспира, Ибсена, Чехова, Томаса Манна, Пушкина…

Перечитывая роман, восхищаясь обилием выведенных в нем характеров и описанных реалий жизни различных слоев общества, но при этом понимая, что все это богатство выплеснуть на сцену невозможно, Ноймайер, по его собственному признанию, воспроизводит на сцене прежде всего те чувства, которые вызывает у него прочитанное.

Действие «Анны Карениной» смело перенесено в наши дни. Каренин идет на выборы, Вронский играет в лакросс. Поезд становится игрушкой в руках Сережи. Анна гибнет, метафорически проваливаясь в преисподнюю, что представляет собой логически оправданный конец для того душевного ада, в котором она пребывала. Жизнь светского общества идет своим чередом. Удачливый фермер Левин находит в себе силы и пожалеть об Анне, и утешить ее несчастного сына.

В премьерной серии показов (23 марта, 24 марта/начало в 12.00 и 19.00, 25 марта/ начало в 14.00, 27 и 28 марта) заняты ведущие солисты Большого балета. На премьере заглавную партию исполняет Светлана Захарова. Она танцевала Титанию в ноймайеровском «Сне» и стала выдающейся исполнительницей партии Маргариты Готье в «Даме с камелиями». Благодаря ее увлечению творчеством маэстро и родилась идея поставить «Анну Каренину» в Большом.

Туалеты для главной героини создавал модный дом A-K-R-I-S. Всех остальных персонажей одевал сам г-н Ноймайер. Он же выступил в качестве сценографа и создателя филигранной партитуры балета, собранной из музыки Чайковского, Шнитке и исполнителя в стиле кантри Кэта Стивенса (Юсуфа Ислама).
Дирижер-постановщик – Антон Гришанин.

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ