Притяжение «Псковитянки»

13.10.2017



У этого сочинения очень интересная и «беспокойная» судьба: «проба пера» молодого композитора в оперном жанре принесла ему признание, но и поселила в нем стойкое ощущение творческой неудовлетворенности. И такое, что, любя ее всем сердцем, он переделывал «Псковитянку» на протяжении практически всей своей жизни. Ее с равным успехом можно считать как первой, так и тринадцатой оперой Римского-Корсакова (после финальной редакции он написал еще только две оперы – «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотого петушка»).

Между тем, премьера в Мариинском театре (1873 г.) была вполне удачной. Но та опера, что исполняется с 1895 г. (премьера окончательной редакции прошла в Панаевском театре в Санкт-Петербурге), весьма отличается от первого варианта, что и неудивительно, ведь ее предъявил публике уже абсолютно сложившийся, зрелый мастер.

Всего Римский-Корсаков сделал три редакции оперы, дважды ее оркестровал и написал такое количество музыки, что ее хватило на несколько самостоятельных сочинений. Это музыка к драме Льва Мея «Псковитянка», «Стих об Алексее Божием человеке» для хора и оркестра. И даже одноактная опера «Боярыня Вера Шелога», которую впоследствии часто ставили в театрах в качестве пролога к «Псковитянке».

Литературным первоисточником стала одноименная историческая драма Льва Мея, написанная в 1840-е гг. Писатель одним из первых обращается к эпохе Ивана Грозного, точнее к событиям 1570-71 гг. – карательному походу царя с опричным войском на Великий Новгород и Псково-Печерский монастырь. Мей изучает исторические труды («Историю государства Российского» Н. Карамзина, новгородские и псковские летописи, письма князя Курбского Ивану Грозному), но, основывая свою пьесу на подлинной истории, в то же время применяет к ней сослагательное наклонение (правда, воображая события исключительно личного, а не государственного порядка).

Ольга (так зовут «заглавную» псковитянку), приемная дочь князя Токмакова, на самом деле является незаконной дочерью Ивана Грозного (от боярыни Веры Шелоги). Просватанная за боярина Матуту, она отдает свое сердце молодому предводителю псковской вольницы Михайло Туче. Но счастью их не бывать. На городском вече жители узнают о страшных новостях из Великого Новгорода (набег опричников), и это приводит к расколу. (В своей драме Мей допускает не только вымысел, но и анахронизм, сталкивая события разных лет. Как известно, народное собрание в Пскове было упразднено еще в 1510 г., то есть за шестьдесят лет до происходящих событий). Юрий Токмаков убеждает псковичей подчиниться власти московского царя, чтобы избежать кровавых расправ, которым подверглись жители Великого Новгорода. Но буйная вольница во главе с Тучей покидает город. Последующая встреча Ольги с царем и внезапная ее смерть в финале (она воспринимается именно как жертвенная) даруют городу Пскову царскую милость и спасение от разгрома.

Лично знакомый с писателем М. Балакирев первым приметил в «Псковитянке» удачный сюжет для оперы и рекомендовал ее молодому Римскому-Корсакову, бывшему на тот момент автором нескольких симфонических произведений. Опера рождалась (1868-1872 г.) в кипящей творческой энергией атмосфере «балакиревского кружка» в пору его расцвета. В процесс создания оказались вовлечены практически все его участники — выстраивать и писать либретто Римскому-Корсакову активно помогают В. Стасов, М. Мусоргский (автор текстов двух хоров для «Псковитянки») и историк В. Никольский. Сам Мусоргский писал в то время «Бориса Годунова», буквально «в одних стенах» и за одним роялем с Римским-Корсаковым. Недаром «Псковитянку» называют самым «мусоргским» его сочинением.

«Я уговорился жить с Мусоргским, и мы наняли квартиру, или, лучше сказать, меблированную комнату в доме Зарембы на Пантелеймоновской улице. Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению...», — вспоминал через годы Римский Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни».

Премьера в Мариинском театре – в особенности события, отраженные в опере, — вызвали горячий отклик у публики: «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах Академии песню вольницы всласть» (Римский-Корсаков).

При этом «Псковитянка» открыла дорогу на сцену царственным особам. Когда опера проходила цензуру, обнаружился подписанный еще Николаем I документ, который запрещал «выступать» в опере русским правителям. На помощь пришел морской министр Н. Краббе, вызвавшийся похлопотать об отмене указа и в том преуспевший. (Его инициатива тем более удивительна, что совсем незадолго до этого министр категорически запрещал морскому офицеру Римскому-Корсакову дирижировать своими сочинениями в концертах).

Отмена указа оказалась судьбоносной еще и потому, что обогатила русский театр выдающейся интерпретацией царской роли. В партии Грозного в 1896 г. дебютировал на сцене Русской частной оперы Саввы Мамонтова Федор Шаляпин. С тех пор она прочно вошла в его репертуар и была признана одним из величайших его свершений. Благодаря Шаляпину «Псковитянку» заметила Дирекция императорских театров. Сначала она была поставлена в Большом театре (10 ноября 1901 г.), разумеется, с Шаляпиным в главной партии, а затем и в Мариинском (в 1903 г.). В 1909-м «Псковитянка» (под именем «Ивана Грозного» — присутствие Шаляпина «обязывало»), завоевала европейскую публику, которую познакомил с ней импресарио всех времен и народов Сергей Дягилев.

В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога. В постановках 1901, 1932, 1945, 1953, 1971 гг. участвовали выдающиеся режиссеры, дирижеры и художники — Л. Баратов, И. Туманов, И. Альтани, М. Жуков, С. Сахаров, Ю. Симонов, А. Головин, К. Коровин, В. Федоровский, В. Рындин и многие другие. «Псковитянка» стала дирижерским дебютом Евгения Светланова (1955 г.) и его последней постановкой в Большом театре (1999 г.).

В 2010-м, в год 500-летия вхождения Пскова в состав Московского государства, Большой театр показал сценическую версию оперы в естественных декорациях Псковского кремля.

Концертное исполнение «Псковитянки» пройдет на Исторической сцене 13 и 15 октября. В нем примут участие ведущие солисты Большого театра. А на партию Ивана Грозного приглашен польский бас Рафал Шивек, известный певец, прекрасно знакомый с русским репертуаром и недавно выступивший в Большом в партии Галицкого в «Князе Игоре».

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ