Влюбленная в голос сможет ли полюбить человека?

28.04.2018

О СПЕКТАКЛЕ

 «Иоланта», что идет в Большом, – первая и пока единственная постановка Сергея Женовача в оперном театре. И имеет все шансы оставаться таковой еще некоторое, возможно, даже продолжительное время. Учитывая тот факт, что этот знаменитый режиссер и создатель популярного в Москве «маленького» театра СТИ (Студии театрального искусства) был к тому же еще и назначен художественным руководителем МХТ им. Чехова.

У нас необычный спектакль. В нем два замечательных сочинения Чайковского – опера «Иоланта» и симфоническая сюита из балета «Щелкунчик» – «сложены» в одну историю и единую композицию. (Перечитаем историю: премьера заказанных композитору Мариинским театром «Иоланты» и балета «Щелкунчик» состоялась в один вечер, считается, что так пожелал тогдашний директор императорских театров).

Предложенная Большим «объединительная» идея захватила режиссера.

Сергей Женовач:
– Теперь мне уже кажется, что так даже гораздо интереснее, что и неудивительно, ведь мы добавили потрясающую музыку. Я рассматриваю ее как музыку, что звучит внутри нашей героини, как отражение ее поэтического внутреннего мира.

Не хотелось делать из этого сюжета ни физиологический очерк, ни абстрактную сказку про средневековых принцев и принцесс. Скорее — поведать реальную человеческую историю, сопровождающуюся поисками ответов на вопросы, что такое свет, что тьма, что слепота, а что – прозрение, что это за два мира таких – «плотский и духовный».

Иоланту вырастили в парнике, она сама как роза. Не знает света, не знает жизни, не знает, какой жизнь может быть прекрасной и какой жестокой… Когда появляется Водемон, она влюбляется в его голос. Потом прозревает. Все восславляют свет — но как дальше сложится судьба этих людей? Сможет ли Иоланта любить этого живого, конкретного человека? Все гораздо сложней, чем кажется…