Время Вайнберга в Большом

12.02.2018

О СПЕКТАКЛЕ

Времена меняются. Последние десятилетия важные перемены происходят на музыкальном Олимпе. Мир открывает композитора Мечислава Вайнберга.

Его называют «одним из самых пронзительных голосов XX века» (М. Андерсон), признают в нем «незаурядный талант» (Т. Зандерлинг), и многие ставят в ряд с крупнейшими композиторами советской эпохи Прокофьевым и Шостаковичем. Интерес к этому композитору неуклонно растет, и, несомненно, вехой в признании мастера и популяризации его музыки стала мировая премьера сценической версии оперы «Пассажирка» на Брегенцском фестивале в 2010 г. С тех пор всё новые сочинения появляются на оперных сценах, на концертных эстрадах, в звукозаписи, чему немало способствует основанное в 2015 г. «Музыкальное общество М. Вайнберга». И прогнозы в этом отношении самые оптимистические, ведь в 2019 г. грядет большая дата — 100-летие со дня рождения композитора.

На российской сцене оперы Вайнберга активно ставят с 2015-го, но география пока ограничена Екатеринбургом, Санкт-Петербургом и Москвой.

Большой театр остановил свой выбор на последней опере композитора «Идиот», написанной по знаменитому роману Ф. Достоевского. Ее премьера проходила в феврале 2017 г. в рамках форума «Мечислав Вайнберг. Возвращение». Постановку осуществил известный режиссер и руководитель прославленной израильской труппы «Гешер» Евгений Арье. Он дважды ставил «Идиота» в драматическом театре, и обратившись — впервые — к опере, признался, что «музыка Вайнберга выражает сам дух романа».

Главным качеством постановки стала кинематографичность, кстати, подсказанная в партитуре Вайнберга. Ведь он много писал для кино (среди его работ музыка к фильмам «Летят журавли», «Последний дюйм», мультфильму про Винни-Пуха и многие другие). И в этом спектакле все «как в кино»: то мгновенные смены картин, то сталкивание разных сцен в одном пространстве. Ту же задачу решает динамичная сценография Семена Пастуха. Мобильная конструкция черной стены находится в постоянном движении, она «кадрирует» пространство сцены, задает ритм в чередовании эпизодов и монтирует их один с другим. Видеопроекция на экране (видеохудожник — Ася Мухина) подключает время от времени иное, «параллельное» сцене пространство и свой «смысловой ряд: сатирический, мистический, метафорический, наплывающий на зрителя толстыми причмокивающими губами Епанчина, смакующего водочку из графина, кокетливыми портретами генеральских дочек или покойницкой красотой Натальи Филипповны» («Российская газета», 15.02.2017).

Яркие актерские и вокальные работы солистов – а в опере заняты в основном молодые силы труппы – сделали этот спектакль событием. «Идиот» может похвастаться даже двумя (!) ансамблями замечательных творческих работ. Роковая красавица Настасья Филипповна (в исполнении Екатерины Морозовой и Марии Лобановой), беспомощно-наивный и обаятельный Мышкин (Богдан Волков — в том числе за исполнение этой партии он удостоен театральной премии «Онегин» — и Станислав Мостовой), брутальный Рогожин (Петр Мигунов, Николай Казанский), обворожительная и ироничная Аглая (Юлия Мазурова, Виктория Каркачева), эксцентричный «шут» Лебедев (Константин Шушаков, Константин Сучков), — признаны несомненным «украшением» спектакля.

Тот же великолепный состав участников выступает в нынешней прокатной серии спектакля, которая пройдет с 8 по 11 марта.