В зрительном зале Большого театра началось золочение элементов декора из папье-маше

12.11.2010

Архитектор Альберт Кавос, восстанавливавший в 1856 г. здание театра после пожара, в своих заметках «Grand Theatre de Moscou» писал, что прилагал все старания к тому, чтобы украсить зрительный зал как можно более пышно, но в то же время по возможности легко. В духе Ренессанса — и одновременно с византийским «оттенком». «Каждый рапорт — повторяющийся фрагмент декора — отличается своеобразием. Рисунок как будто танцует. Это уникальная ручная работа. Поэтому к каждому фрагменту надо подходить индивидуально», — подчеркнул официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Михаил Сидоров.

Перед тем, как приступить к золочению убранства зрительного зала, реставраторы выполнили большой объем исследовательских работ. На золотой слой, которым был покрыт декор из папье-маше, за последующие 150 лет было наложено до пяти-шести слоев позолоты, выполненных в других техниках. Во многом это было связано с тем, что предшествовавшие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. В некоторых местах золочение даже имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. В советское время реставрационные работы проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.

Во время реставрации мастера расчистили лепнину от всех отделочных слоев и восстановили утраченные элементы. Для определения скорости выполнения работ одним реставратором-позолотчиком и расхода золота на один квадратный метр предварительно было произведено контрольное золочение более 80 разных элементов декора. Всего реставраторам придется позолотить 893 кв. метров убранства зрительного зала. Мастера-позолотчики восстанавливают декор в том виде, в каком его изначально задумал Альберт Кавос.

Объемные элементы будут покрыты золотом на «полимент». Такую технологию применяют только для внутренних отделочных работ, поскольку полиментное золочение неспособно выдерживать атмосферные воздействия. При этом специалисты считают этот вид золочения наиболее качественным, поскольку оно позволяет столетиями сохранять эффект металлического блеска. Как известно, данный вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране. Для матового блеска будет использоваться золочение на гульфарбу. С помощью этого способа позолоты будет выполнен фон рисунка. Игра блеска и матовой основы придаст декору дополнительный объем и выпуклость. Рисунок станет более рельефным и живым.

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ