Первый «Creation 2010» состоялся. Большой напомнил о том, какие последуют за ним

21.09.2010

Планы Большого по 236-й сезон включительно были обнародованы еще в прошлом году, так что на главную новость, как это бывает обычно, изначально не претендовали. Ударным моментом должно было стать и стало официальное представление СМИ и коллективу театра нового главного дирижера и музыкального руководителя Большого Василия Синайского.

Генеральный директор Большого Анатолий Иксанов поблагодарил Леонида Десятникова, уходящего с поста музыкального руководителя, за его активное участие в судьбе театра, выразившееся прежде всего в определении долгосрочных планов, касающихся в том числе и реконструируемого исторического здания, которое должно открыться в октябре будущего года. Сотрудничество же с г-ном Десятниковым будет продолжаться и должно увенчаться в этом сезоне премьерой балета «Утраченные иллюзии» — уже второго произведения, заказанного Большим этому замечательному композитору.

Василий Синайский, в прошлом году вошедший в «пятерку» постоянных приглашенных дирижеров Большого, в этом сезоне принял предложение стать его музыкальным руководителем. Около двадцати лет назад он уже работал в Большом и вот теперь вернулся маститым, всемирно известным музыкантом, преисполненным азарта и с большим количеством планов. Он уже возобновил свое знакомство с коллективом и в прошедшем сезоне продирижировал малеровской программой в абонементном концерте Большого и с триумфальным успехом провел гастроли оперы и оркестра в Варшаве и Дрездене (концертное исполнение «Иоланты» П. Чайковского). В начинающемся сезоне, помимо концерта, в планах г-на Синайского значится также и оперная премьера — «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова. Этот спектакль ему предстоит поставить в тандеме с известным режиссером Кириллом Серебренниковым. Однако главный акцент новый музыкальный руководитель собирается сделать на текущем репертуаре, полагая своей первостепенной задачей добиться того, чтобы на любом спектакле, будь этому спектаклю хоть пять, хоть десять лет, зритель получал неизменное удовольствие. Приглашение в Большой Василий Синайский рассматривает как большую честь, осознает всю меру своей ответственности и обещает, что приходит сюда всерьез и надолго. (Контракт с ним заключен сроком на пять лет.)

Анатолий Иксанов перечислил и прокомментировал планы Большого на 235-й сезон, подробно остановившись также на успехах, достигнутых Молодежной оперной программой (вводы, впечатляющие ангажементы), концерт выпускников которой состоится на Новой сцене 27 июля 2011 г., и напомнив расписание прямых трансляций из Большого:

В продолжении пилотного проекта трансляции балета «Пламя Парижа», состоявшейся в 234-м сезоне, Большой театр подписал договор с сетью кинотеатров Cielecran, по заказу которой компания Bel Air Media осуществит запись и трансляцию пяти балетов Большого театра в сезоне 235-м.

В прямой трансляции зрители США, Франции, Великобритании, Бельгии, Дании, Испании, Голландии, Италии, Польши, Чешской республики и Швейцарии увидят следующие постановки:

«ЩЕЛКУНЧИК»
Воскресенье, 19 декабря 2010 г.

«КЛАСС-КОНЦЕРТ» и «ЖИЗЕЛЬ»
Воскресенье, 23 января 2011 г.

«ДОН КИХОТ»
Воскресенье, 6 марта 2011 г.

«КОППЕЛИЯ»
Воскресенье, 29 мая 2011 г.

Не в прямой трансляции эти спектакли также будут показаны в кинотеатрах Японии и Австралии.
Кроме того, 26 сентября состоится запись балета «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», которая в дальнейшем будет показана в кинотеатрах (июнь 2011 г.).
Более подробную информацию и список кинотеатров, где будут проходить трансляции можно найти на сайтt www.cielecran.com

26 ноября 2010 г. опера «ВОЦЦЕК» А. Берга (постановка Дмитрия Чернякова, дирижер Теодор Курентзис) будет транслироваться по телевизионному каналу «МЕЦЦО» . Прямую трансляцию и запись оперы также осуществляет компания BEL AIR MEDIA.

На пресс-конференции был отрекомендован новый спонсор театра — компания Nestle.

Почти сразу же по завершении пресс-конференции начался традиционный сбор труппы. К поздравлениям с открытием сезона, которыми приветствовал коллектив театра генеральный директор Большого Анатолий Иксанов, горячо поблагодаривший его за большие гастрольные успехи, присоединился заместитель министра культуры России Павел Хорошилов. «Вы сами знаете, как нам дороги», — обратился к коллективу театра его непосредственный куратор (который, правда, тут же заметил, что ощущает себя скорее не куратором, а представителем «родительского комитета») и пожелал Большому «творчества без оглядки».

Василий Синайский заверил коллектив, что не будет «залетным мотыльком, который отмашет своим спектаклем и тут же улетит на Запад» (более того, он уже отказался от большого числа своих прежних ангажементов).

Управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили отметила, что приход Василия Синайского вселяет надежду на интересную работу, и напомнила о достижениях Большой оперы прошедшего сезона. Прекрасно выступили в премьерных спектаклях («Воццек» и «Летучая мышь») солисты оперной труппы Роман Муравицкий, Максим Пастер, Ирина Долженко, Николай Казанский, Анна Аглатова, Динара Алиева, Светлана Шилова, Эльчин Азизов. Екатерина Щербаченко с большим успехом ввелась в «Иоланту» и дебютировала в партии Ольги в «Псковитянке». Г-жа Касрашвили отметила, что обычно бывает нелегко найти артистов, которыми можно удачно пополнить оперную труппу. Но в прошлом сезоне Большой сделал два очень удачных «приобретения» — Динару Алиеву и Дмитрия Белосельского. Высоко была оценена и деятельность поставщика потенциальных оперных кадров — Молодежной оперной программы. Практически все ее участники успешно ввелись в текущий репертуар театра. В этом году Программа пополнилась новыми артистами: это Валентина Феденева, Надежда Карязина, Алексей Лавров, Григорий Шкарупа, Кирилл Кузьмин.

Юрий Бурлака поздравил Большой балет с триумфальными и очень сложными лондонскими гастролями и поблагодарил всех «ответственных» за этот успех. Следующий сезон, как считает художественный руководитель балетной труппы, будет совсем не похожим на прошедший, однако не менее интересным. Если 234-й был историческим, в нем преобладали классические спектакли, то 235-й введет в репертуар современные балеты — XX и даже XXI века. Особенное значение г-н Бурлака придает грядущей премьере «Утраченных иллюзий» в постановке Алексея Ратманского: «Очень важно для артиста иметь возможность поработать с „живым“ хореографом, который ставит специально на него». По традиции были представлены принятые в труппу молодые артисты — выпускники МГАХ Екатерина Беседина, Дарья Бочкова, Анастасия Соболева, Артемий Беляков, Клим Ефимов и выпускник Пермского государственного хореографического колледжа Иван Михалев.

И Маквала Касрашвили, и Юрий Бурлака поздравили артистов, получивших почетные звания в прошедшем сезоне. В опере это Ирина Долженко (народная артистка РФ), Елена Манистина (заслуженная артистка РФ), Роман Муравицкий (заслуженный артист РФ), в балете — Екатерина Шипулина (заслуженная артистка РФ), Александр Волчков (заслуженный артист РФ).

По окончании сбора труппы председатель Исполкома Попечительского совета театра г-н Константин Ремчуков по традиции вручил премии Попечительского совета.

Лауреатами 234-го сезона стали:

Марина Кондратьева, народная артистка СССР, педагог-репетитор балетной труппы Большого театра России — за выдающиеся творческие заслуги, многолетний и самоотверженный труд в Большом театре

Людмила Рыбакова, старший научный сотрудник музея Большого театра России (45 лет в театре!), Николай Судзиловский (56 лет в театре!), звукорежиссер цеха звукоусиления, театральной связи и сценического телевидения художественно-постановочной части Большого театра России — за многолетний труд и преданность театру

Анна Аглатова, солистка оперы Большого театра России — за блестящее исполнение партий Адель («Летучая мышь») и Марфы («Царская невеста») в 234-м театральном сезоне
Марианна Рыжкина, заслуженная артистка России, прима-балерина Большого театра России  за выдающиеся творческие заслуги в 234-м театральном сезоне

Иван Васильев
, премьер балета Большого театра России, Руслан Пронин, заслуженный артист России, солист балета Большого театра России — за выдающиеся творческие заслуги в 234-м театральном сезоне

Игорь Ушаков
, режиссер оперы Большого театра России — за выдающиеся творческие заслуги в 234-м театральном сезоне

Премии артистам симфонического оркестра Большого театра
Владимир Чухнов, Вера Часовенная
 за активное и высокопрофессиональное участие во всех проектах театра в 234-м сезоне

Премии артистам хора Большого театра
Петр Шицко, Павел Зорин, Наталия Липец за особый вклад в работу коллектива хора в 234-м сезоне

Премии сотрудникам Художественно-постановочной части и Художественно-производственных мастерских
Максим Кузьмичев
, ведущий инженер электромеханического цеха, Владимир Макаров, начальник цеха по изготовлению жестких декораций, Татьяна Забалуева, начальник цеха по изготовлению мягких декораций — за выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов Большого театра России
Людмила Миленина, начальник гримерного цеха, Елена Торопова, начальник участка по изготовлению головных уборов и пастижерных изделий — за выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов Большого театра России

Премии артистам балета «за активное участие в 234-м театральном сезоне»
Ольга Мигай
, артистка балета, Кирилл Никитин, артист балета, Наталья Лапицкая, артистка балета, Лариса Жильцова, музыкальный служитель канцелярии балетной труппы

Премии артистам мимического ансамбля «за активное участие в 234 театральном сезоне»
Вероника Колтыгина
, Евгений Кулеш, Евгений Нащекин, Вера Шаповалова, Максим Шиков

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ