Карнавал и Апокалипсис. Музыка ХХ века

04.10.2010

Объявленное ранее выступление Владимира Юровского не состоится по болезни маэстро, в связи с чем произошли некоторые изменения в программе концерта. Вместо сочинения Николая Обухова (Пролог к «Книге жизни») будут исполнены фрагменты музыки к драме А. Доде «Арлезианка».

Жорж Бизе (1838-1875)
«Арлезианка»
Музыка к драме А.Доде. Фрагменты

Из первой сюиты:
Прелюдия: Allegro deciso
Менуэт: Allegro giocoso

Из второй сюиты:
Менуэт: Andantino quasi Allegretto
Фарандола (финал): Allegro deciso (Tempo de Marcia)


Морис Равель
(1875-1937)
Концерт
№ 2 для фортепиано с оркестром, ре мажор (1931 г.)
для левой руки (одночастный)
Lento — Allegro — Tempo primo

Солист
Александр Таро (Франция) — фортепиано

Игорь Стравинский (1882-1971)
«Пульчинелла» —
балет с пением (1920 г.)

  • Overture: Allegro moderato
  • Serenata: Larghetto, Mentre l’erbetta
  • Scherzino: Allegro
  • Allegro
  • Andantino
  • Allegro
  • Ancora poco meno: Contento forse vivere
  • Allegro assai
  • Allegro- alla breve: Con queste paroline
  • Andante: Sento dire no’nce pace
  • Allegro: Nce sta quaccuna po
  • Presto: Una falan zemprece
  • Allegro: — Alla breve
  • Tarantella
  • Andantino: se tu m’ami
  • Allegro
  • Gavotta con due variazioni
  • Vivo
  • Tempo di minuetto: Pupillette, fiammette d’amore
  • Finale: Allegro assai

    Солисты
    Александра Кадурина — меццо-сопрано
    Павел Колгатин — тенор
    Николай Казанский — бас-баритон

    Дирижер — Василий Синайский

    Музыка к драме Альфонса Доде «Арлезианка» — предпоследнее творение Жоржа Бизе. Премьера драмы состоялась в 1872 г. в театре Водевиль и успеха не имела. Впрочем, композитору еще предстояло пережить гораздо более шумный провал, возможно, сокративший ему жизнь, провал премьеры «Кармен».

    Не лучшее из произведений известного французского писателя, «Арлезианка» пополнила ряд пьес, в которых гениальная музыка не смогла спасти слабой драматургии, но надолго пережила свой прообраз и начала жить самостоятелной жизнью как концертное произведение (вспомним «Розамунду» Ф. Шуберта или «Князя Холмского» М. Глинки). Первую сюиту из четырех фрагментов музыки к «Арлезианке» составил сам Бизе, вторую — уже после смерти композитора — его друг и ученик Эрнест Гиро.

    История провинциального юноши, из-за несчастной любви покончившего жизнь самоубийством во время всеобщего праздника, послужила Бизе для создания лаконичных, но ярких музыкальных полотен — танцевальных и праздничных сцен, основанных на народных провансальских мотивах, и портретов отдельных персонажей — суровых, гротескных и наивно-трогательных.

    Второй фортепианный концерт — последнее крупное сочинение Равеля. Он был предназначен для выдающегося пианиста Пауля Витгенштейна, который потерял на Первой мировой войне правую руку, но довел до совершенства владение левой и продолжал концертировать («леворучные» концерты для него написали также Сергей Прокофьев и Рихард Штраус).

    Написанный одновременно с Первым, гораздо более популярным, фортепианным концертом, Второй отличается от него по форме и образно-эмоциональному строю. Компактная одночастная композиция несет в себе черты симфонического цикла. Партия солиста полнозвучна и виртуозна, она как будто заставляет нас забыть об его ограниченных возможностях — но уже трудно узнать автора «Болеро» в сухом и резком, «графичном» звучании фортепиано и оркестра. Можно предположить, что эта музыка несет в себе глубокий отпечаток личности исполнителя — победившего в себе трагедию войны, но ставшего живым олицетворением ее страшных последствий. Трагические интонации явственно слышатся сквозь энергичную маршевую поступь основной темы, они ощутимы в джазовых ритмах среднего эпизода и даже в лирической кантилене побочной темы. С этой точки зрения, Второй концерт Равеля может быть поставлен в один ряд с «Книгой жизни» Обухова. В разных формах в них отразилось то, что суждено было пережить их современникам, отзвуки предшествующих (и предвестники будущих, еще более страшных) катастроф XX столетия.

    Совсем другим идеалам отвечает музыка балета «Пульчинелла» Игоря Стравинского. Еще в предвоенное десятилетие, благодаря «Русским сезонам» Дягилева, его имя стало известным в Париже; а в 20-е годы Стравинский и вовсе становится законодателем мод в культурной столице мира.

    Идея создания «Пульчинеллы», поданная Стравинскому Дягилевым, носилась в воздухе — это было время новых открытий «хорошо забытого старого». Европейская культура повторно открывала для себя Вивальди, Скарлатти, Пёрселла, Перголези и других композиторов эпохи барокко и Ренессанса. Адаптированная для современного оркестрового звучания, эта музыка пользовалась равным успехом и в концертном зале, и на театральных подмостках. Дягилев предложил написать балет, сюжетом которого послужили бы похождения героя итальянской комедии масок (дель арте) Пульчинеллы, а музыкальной основой — фрагменты произведений, найденных им в итальянских архивах (их авторство музыковеды приписали Перголези). Композитор сразу вдохновился замыслом, хотя понимал, что задача перед ним не из легких: «вдохнуть новую жизнь в разрозненные фрагменты и свести воедино отдельные отрывки, принадлежащие композитору, к которому я всегда чувствовал большую склонность и совсем особую нежность».

    Так творческий арсенал Стравинского обогатился новым методом, которому он позже последует в балете «Поцелуй феи» (вариации на тему музыки Чайковского) и в «Monumentum pro Gesualdo».

    Музыка, отдаленная на два столетия, но невольно вошедшая в контекст «современности», получила новое рождение в творчестве одного из крупнейших новаторов своего времени. Премьера балета поставленного хореографом Леонидом Мясиным (сценографом выступил Пабло Пикассо) состоялась в 1920 г. Плод совместного труда этих великих людей увенчался бурным успехом у парижан. Подобно другим балетам Стравинского, «Пульчинелла» быстро обрел популярность и в качестве «концертного» произведения — в виде оркестровой сюиты и нескольких вариантов камерной. Звучит эта музыка и в нашей стране, однако полное исполнение балета, включая вокальные номера, — большая редкость для московской публики.

    Сочинение Стравинского в этот вечер исполнят участники молодежной программы Большого театра — лауреаты международных конкурсов Александра Кадурина и Павел Колгатин, а также ведущий солист Большого театра Николай Казанский.

    Партию фортепиано в концерте Равеля исполнит французский пианист Александр Таро. Получивший широкую известность на европейском и американском континентах, он впервые выступит в России. Интерпретации Таро подчас спорны и вызывают дискуссии, однако его репутация как исполнителя французской музыки безупречна: в частности, диск с записью полного собрания фортепианных сочинений Равеля получил высшие оценки семи авторитетных музыкальных изданий (среди них Гран-При Академии Шарля Кро, диск года «Diapason d’Or» и награда месяца «BBC Music Magazine»).

    Борис Мукосей

     
    
     
    Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
    Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
    Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ