Австрийские певцы исполнят итальянскую оперу, написанную немцем для англичан

27.06.2015

Фестиваль «Барокко. Путешествие» стал одним из самых интересных наших проектов за последние годы, ведь до сих пор барочная музыка в стенах Большого театра почти совсем не звучала (если не считать несколько вокально-хоровых произведений И. С. Баха и единственную постановку барочной оперы — «Юлия Цезаря» Г.Ф. Генделя). Так что нынешний фестиваль для Большого театра стал практически целиком премьерным.

Прозвучала музыка И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, А. Вивальди, А. Корелли, А. Скарлатти, Ж.-Ф. Рамо, а также редко исполняемых композиторов А. Фальконьери, Дж. Б. Бонончини, Дж. А. Перти, Н. Порпоры, М. А. Чести, Р. Броски, И. А. Хассе, К. Г. Грауна.
Выступили признанные интерпретаторы барочной музыки — первопроходцы аутентичного исполнительства «Les Arts Florissants» под управлением Уильяма Кристи, молодая международная звезда Юлия Лежнева, российские ансамбли «La voce strumentale» (дирижер и солист Дмитрий Синьковский) и «Questa musica» (художественный руководитель Филипп Чижевский), а также солисты оперной труппы и оркестра Большого театра и артисты Молодежной оперной программы.

Фестиваль дал возможность совершить музыкальное путешествие по странам, где зарождалось и расцветало барокко, — Италии, Франции, Англии и Германии. А его закрытие станет по-настоящему международным: в исполнении молодых артистов австрийского театра прозвучит итальянская опера, написанная немцем специально для англичан.


Молодежная труппа Театра ан дер Вин. Фото Петера Майра (Peter Mayr).

Опера «Ринальдо» сыграла особую роль не только в жизни самого Генделя (ведь именно ею композитор покорил свою будущую новую родину — Британию), но и в развитии английского оперного театра вообще. Судьба музыкального театра в Англии начала XVIII века казалась довольно плачевной. После смерти Генри Перселла национальный театр переживал упадок: современники сетовали на отсутствие достойных музыкальных произведений, посредственность певцов, убогость и примитивность художественного оформления спектаклей. Попытки создать национальную оперу по итальянскому «образцу» были не слишком удачными, как, впрочем, и попытки представить итальянскую оперу на английской сцене — «в чудовищно слабом исполнении, скверном переводе и с плохими певцами».

Молодой амбициозный директор Театра Ее Величества на Хеймаркете Аарон Хилл ставит перед собой высокую цель — «сделать все возможное, чтобы улучшить наш английский театр». Тем более что на горизонте появляется Гендель — «Орфей нашего времени», только что покоривший итальянскую публику.

«Когда я решился на такое рискованное предприятие, как постановка оперы в ее современном виде, — пишет Аарон Хилл, — я решил не жалеть ни сил, ни средств на то, чтобы представить ее в истинном величии. Я нашел две причины неудачных представлений итальянских опер у нас. Во-первых, наши исполнители обладают совершенно иными голосами, отличными от тех, для которых эти оперы создавались, а у публики другой вкус. Во-вторых, у нас не хватает театральных механизмов и декораций, которые бы поражали своей красотой, что выставляет эти оперы в совершенно невыгодном свете. Чтобы исправить обе эти беды, я решил оформить драматическое действие таким образом, чтобы все перипетии и страсти могли подчеркнуть совершенство музыки, расширить музыкальные границы и дать возможность порадовать глаз самыми чудесными картинами, чтобы усладить сразу два чувства в одинаковой степени».

Идеальным сюжетом для подобной оперы г-ну Хиллу представилась история Ринальдо и Армиды: здесь и захватывающие события, и сильные страсти, и волшебство, и экзотика Востока. Сценарий к опере написал сам Хилл, а итальянский текст либретто сочинил Джакомо Росси. Опера была написана всего за две недели — невероятный срок даже для того времени (и даже с учетом того, что Гендель воспользовался и уже готовой музыкой — благо в Англии ее никто не слышал).

При этом премьера готовилась весьма основательно: была проделана большая работа с оркестром, на главные партии приглашены выдающиеся итальянские певцы. Спектакль был невероятно дорогим и продуманным до мельчайших деталей. Перед идиллической картиной прощания влюбленных в саду на сцену вылетали живые воробьи (чудесных «певчих птиц» из кулис озвучивали флейты), Армида появлялась на сцене в повозке, запряженной огнедышащими драконами, а Ринальдо попадал в настоящую бурю в картонном море. С небес спускалась черная туча с ужасными монстрами, изрыгающими дым и пламя, гремел гром, сверкала молния, горы разверзались и поглощали целую армию.

Успех был триумфальным. В первый сезон опера была показана пятнадцать раз, за последующие шесть сезонов — еще пятьдесят три раза (и это был абсолютный рекорд среди опер Генделя). Либретто издавалось дважды, печатались сборники арий, переложения оркестровых фрагментов — вскоре «Ринальдо» можно было услышать в любой гостиной. Так итальянская опера начала утверждаться на английской почве, а иностранные композиторы начали утверждаться в итальянской опере.


Рубен Дубровски и оркестр BachConsort Wien. Фото Юлии Везели (Julia Wesely).

На сцене Большого театра «Ринальдо» прозвучит впервые — в исполнении артистов Молодежной труппы знаменитого австрийского Театра-ан-дер-Вин. Молодежная труппа существует в этом театре с 2012 г. В течение одного или двух сезонов талантливые артисты, выдержавшие конкурс, учат новые партии, посещают мастер-классы известных музыкантов, исполняют второстепенные партии в театре и готовят собственные спектакли на сцене Камерной оперы.

В сезоне 2014/15 «Ан-дер-Вин» собрал новый состав Молодежной труппы. И эти молодые певцы выпустили уже четыре премьеры — оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Ринальдо» Г.-Ф. Генделя, «Птицеловы» Ф.-Л. Гассмана и «Испанский час» М. Равеля / «Груди Тирезия» Ф. Пуленка.

Премьера «Ринальдо» состоялась в декабре 2014 г. Спектакль, рассказывающий средневековую историю как захватывающий хичкоковский триллер, был встречен с большим интересом и публикой, и критикой. Музыкальным руководителем постановки стал аргентинский дирижер Рубен Дубровски — признанный специалист по музыке барокко (по словам критиков, под его управлением даже «неспециализированный» оркестр начинает звучать как аутентичный), основатель и художественный руководитель барочного оркестра BachConsort Wien.
На сцене (Новой) Большого театра опера прозвучит в концертном исполнении.

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ