Чайковскому посвящается

31.01.2015


«Евгений Онегин». Фотография макета декорации I действия. 1933 г. Художник Исаак Рабинович. Режиссер Л. Баратов.
На выставке — она будет развернута в Хоровом зале исторического здания — наши зрители смогут посмотреть фотографии, на которых запечатлены сцены из оперных и балетных постановок разных лет, копии старинных афиш балета «Лебединое озеро» и опер «Евгений Онегин» и «Мазепа», клавир оперы «Опричник» (1896 г.), программы и буклеты, также изданные в разные годы. И, конечно же, великолепные костюмы — Ирины Архиповой («Мазепа»), Маквалы Касрашвили и Владимира Ивановского («Пиковая дама»), Марии Гавриловой («Евгений Онегин»), Людмилы Семеняки и Владимира Васильева («Спящая красавица»), Сергея Филина («Лебединое озеро») и Николая Цискаридзе («Щелкунчик»).

Чайковский неотделим от истории Большого. Особенный предмет гордости театра, разумеется, составляют события, описаних которых сопровождается словом «впервые».

«Лебединое озеро». Сцена из II действия. 1922 г. Художник Константин Коровин. Постановка А. Горского.
Здесь впервые прозвучало «Лебединое озеро» — именно по заказу Большого театра был написан балет, которому затем будет суждено стать главным в русском классическом репертуаре.

Именно в Большом композитор дебютировал в качестве дирижера — на премьере своей оперы «Черевички» (позже он продирижирует здесь еще и «Евгением Онегиным»).

В Большом театре впервые увидели свет рампы четыре оперы Чайковского. Это «Воевода» (премьера — 30 января 1869 г.), «Евгений Онегин» (первое представление на профессиональной сцене — 11 января 1881 г.), «Мазепа» (премьера — 3 февраля 1884 г.) и «Черевички» (премьера — 19 января 1887 г.) С некоторой оговоркой к оперным премьерам можно отнести и «Ундину» — единственную оперу Чайковского, которая никогда не звучала целиком, но именно в Большом впервые были исполнены отрывки из нее (16 марта 1870 г.).

В 1873 г., когда труппа Малого театра обосновалась в Большом, поскольку в ее собственном здании шел ремонт, было решено поставить сказку-феерию, которая объединила бы на одной сцене драму, оперу и балет. Такова была отправная точка создания знаменитой сказки А.Островского «Снегурочка». Драматург работал в тесном сотрудничестве с Петром Ильичом Чайковским, которому было предложено написать музыку к этой постановке. Таким образом, и эта замечательная музыка первый раз прозвучала именно в стенах Большого театра. Сценическая жизнь «Снегурочки» Чайковского продолжилась в Большом в 1946 г.: балетмейстер Владимир Варковицкий поставил одноименный балет для Московского хореографического училища, ставший выпускным спектаклем и показанный на сцене Большого театра.

Впрочем, Большой театр освоил все наследие композитора, предназначенное для сцены. Сочинения Чайковского практически всегда составляли основу репертуара Большого и надолго из него никогда не выпадали. Абсолютный рекордсмен по количеству постановок на сцене Большого — «Евгений Онегин». Не считая возобновлений и переносов, он был поставлен десять раз. «Пиковая дама» и «Лебединое озеро» —девять раз, «Мазепа» и «Спящая красавица» — восемь, «Иоланта» — шесть, «Черевички», «Опричник» и «Чародейка» — четыре. Только «Орлеанская дева» была поставлена один раз, но в этом сезоне новый музыкальный руководитель театра Туган Сохиев постарался исправить эту несправедливость, инициировав концертное исполнение этой оперы.

«Пиковая дама». Сцена из II действия. 1927 г. Художник Александр Хвостов. Постановка И. Лапицкого.
Сценическую историю опер и балетов Чайковского в Большом создавали дирижеры, режиссеры и хореографы, которые и сами были яркими персонажами истории нашего театра.


Дирижировали Ипполит Альтани, Эмиль Купер, Вячеслав Сук, Василий Небольсин, Николай Голованов, Юрий Файер, Александр Мелик-Пашаев, Самуил Самосуд, Борис Хайкин, Марк Эрмлер, Евгений Светланов, Альгис Жюрайтис, Александр Лазарев...

Оформляли спектакли Николай Клодт, Константин Коровин, Николай Бенуа, Карл Вальц, Федор Федоровский, Николай Золотарев, Валерий Левенталь, Симон Вирсаладзе...

Оперы ставили Александр Дмитриев, Антон Барцал, Владимир Лосский, Николай Смолич, Леонид Баратов, Иосиф Туманов, Иосиф Лапицкий, Сергей Бондарчук, Рубен Симонов, Борис Покровский.

Александр Горский, Василий Тихомиров, Василий Вайнонен, Асаф Мессерер, Юрий Григорович, Владимир Васильев — вот впечатляющая часть имен из балетной летописи Чайковского — и, конечно же, Мариус Петипа и Лев Иванов, без хореографии которых этот балет немыслим на русской сцене. (Но к одной из постановок «приложил руку» даже не кто иной, как Владимир Немирович-Данченко, — в 1920 г., помогая прославленному московскому хореографу Александру Горскому).

Но Чайковский в Большом не ограничен рамками оперного-балетного наследия. Его музыка звучит в концертах и пролагает дорогу на сцену новым хореографическим опусам. Совсем недавно в репертуар Большого театра вошли балеты на музыку Чайковского, признанные современной классикой, — «Бриллианты» Джорджа Баланчина и «Онегин» Дж. Крэнко. Еще раньше Большой балет исполнил «Моцартиану» и «Серенаду» — два балета Баланчина, также поставленные на музыку Чайковского. А еще раньше прогремела «Пиковая дама» Ролана Пети, в основу которой положена музыка Шестой симфонии.

В юбилейный год Чайковского литературно-издательский отдел Большого совместно с Домом-музеем композитора в Клину* выпустил памятный календарь, в котором по годам и дням можно проследить живую связь Большого театра и Петра Ильича Чайковского.



*Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П.И. Чайковского
(Московская обл., г. Клин, ул. Чайковского, д. 48).