Сказки и легенды Большого театра

20.12.2019

География проекта «Музей Большого – городам России» скоро вберет в себя еще один город – Калининград. Мы были рады познакомить с сокровищами, хранящимися в нашем собрании, Смоленск, Липецк, Орел, Курск… Но выставка в Калининграде – это для Большого случай особый. В этом городе планируется открыть филиал нашего театра (закладка первого камня в фундамент пока еще «виртуального» театрального здания должна состояться совсем скоро, в феврале наступающего года), так что Большому через некоторое время предстоит «освоить» и обжить этот город. Но самый первый шаг делает наш музей, открывающий в Калининградском областном музее изобразительных искусств выставку под названием «Легенды Большого театра».

Эскиз декорации Григорьев Б.Д. Берендеевы палаты. (2 д.). 1920-2.jpg
 «Снегурочка». Эскиз Бориса Григорьева ко второму действию.

Экспозиция насчитывает более девяноста экспонатов, которые помогут составить если не полное, то все же весьма разностороннее представление о Большом: архитектуре легендарного исторического здания, декорациях (эскизы, макеты, предметы бутафории) и мизансценах спектаклей «золотого фонда», а также великих артистах, чей облик запечатлен на уникальных фотографиях, а очертания тел и незримое присутствие хранят их замечательные театральные костюмы.

Посетители увидят эскизы декораций Федора Федоровского, основателя музея Большого (1919 г.), к операм «Кармен» Ж. Бизе (1922 г.), «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера (1929 г.), «Князь Игорь» А. Бородина (1934, 1944, 1953 гг.), «Садко» Н. Римского-Корсакова (1935, 1949 г.),«Хованщина» М. Мусоргского (1950 г.). Более поздний период в жизни театра представлен в оперном разделе эскизами Ильи Глазунова («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, 1983 г.). И предмет особой гордости наших музейщиков в этом разделе – эскизы декораций и костюмов Бориса Григорьева (1920 г.) к неосуществленной постановке оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (не так давно они были «участниками» грандиозной персональной выставки художника, с триумфальным успехом прошедшей в Русском музее и Третьяковской галерее).

Балетный раздел экспозиции составляют эскизы к нескольким постановкам «Лебединого озера» П. Чайковского (1912 г., эскизы костюмов, выполненные Василием Дьячковым, заведующим мастерской по раскраске тканей Московской конторы Императорских театров и правой рукой Константина Коровина, оформлявшего этот спектакль; 1937 г., эскизы декораций и костюмов Сергея Самохвалова; 1996 г., декораций и костюмов Марины Азизян), а также к балетам – «Дон Кихот» Л. Минкуса (1940 г., художник Вадим Рындин), «Ромео и Джульетта» (1946 г., художник Петр Вильямс) и двум постановкам балета «Спартак» (1958 г., художник Александр Константиновский/ хореография И. Моисеева; 1968 г., Симон Вирсаладзе/ хореография Ю. Григоровича).

Костюм М.М. Плисецкой - Джульетта. 1961-2.jpg
Костюм Джульетты, в котором
танцевала Майя Плисецкая.
 Костюм М. Лиепы Красс 1968-2.jpg
 Костюм Красса, в котором выступал
в балете «Спартак» Марис Лиепа.

Экспонируемые костюмы относятся к тем же спектаклям, что представлены в обоих разделах. Для полноты картины и ощущения большего контакта со звездой балетный раздел дополнен пуантами, на которых имеют обыкновение расписываться танцовщицы к вящему удовольствию своих поклонников (так что можно будет полюбоваться и подобными росчерками пера!).

Выставка «Легенды Большого театра» работает с 20 декабря с.г. по 1 марта 2020 г.

Адрес музея: Ленинский пр., д. 83.

Расписание работы музея:
ежедневно с 10:00 до 19:00
четверг: 10:00–21:00
выходной день: понедельник

Напомнить о том, что практически еще совсем недавно музыкальный театр был преисполнен волшебства и не стремился сделать сказку былью, призвана «Театральная сказка», еще одна выставка нашего музея, 5 декабря открывшаяся в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас». Этот проект, в подготовке которого помимо музея Большого и музея-усадьбы принял участие Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», также адресован городам России – Москве и близлежащим подмосковным, Подольску, например, из которого добраться в Остафьево – делать нечего. Сотрудничество с этим музеем для нас особенно ценно тем, что усадьба эта является точкой пересечения таких значимых персонажей и событий нашей истории и культуры, что даже трудно какого-то одного гения места назначить для этого «Русского Парнаса» (что подтверждает и само ее название). Достаточно сказать, что усадьба в ее нынешнем виде была построена Андреем Вяземским, отцом будущего замечательного поэта, критика и друга Пушкина Петра Вяземского, который принимал здесь и Пушкина, и Жуковского, и Батюшкова, и Грибоедова… В течение двенадцати лет здесь жил Николай Карамзин и трудился над самым знаменитым своим сочинением – «Историей государства Российского».

Костюм Н.Цискаридзе-2.jpg
 Усадебные интерьеры. Слева – костюм Щелкунчика-принца,
в котором выступал Николай Цискаридзе.

Музей Большого выставил в интерьерах «Русского Парнаса» свыше пятидесяти экспонатов. Прежде всего это эскизы декораций к спектаклям театра, основанным на сказочных сюжетах, и костюмы к тем же постановкам. Среди эскизов, которые мы привезли в Остафьево, – Константина Коровина к балету «Щелкунчик» П. Чайковского (1919 г.), Петра Вильямса к балету «Золушка» С. Прокофьева (1945 г.), Рафаила и Виктора Вольских к балету «Балда» на музыку Д. Шостаковича (1999 г.). Оперный раздел, главным «сказочником» которого стал Н. Римский-Корсаков, представлен работами Вильяма Клементьева («Сказка о царе Салтане», 1959 г.), Марины Соколовой («Золотой петушок», 1988 г.), Марии Даниловой («Снегурочка», 2002 г.). Эскизы к детским операм «Морозко» М. Красева (Тамары Старженецкой, 1950 г.) и «Снежная королева» М. Раухвергера (Валерия Левенталя, 1969 г.). Балетная часть экспозиции, аналогично калининградской, дополнена балетными туфлями замечательных балерин разных поколений – Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой, Нины Ананиашвили и Светланы Захаровой.

Выставка «Театральная сказка» работает с 5 декабря с.г. по 16 февраля 2020 г.

Адрес музея: г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево.

Расписание работы музея:
вторник–пятница, воскресенье: 10:00–18:00
суббота: 10:00–21:00
выходной день: понедельник
последняя пятница месяца: 12:00–18:00

Вход в музей и продажа билетов прекращается за 30 минут до закрытия.

Пуанты Н. Ананиашвили-2.jpg
 Пуанты Нины Ананиашвили, в которых она танцевала партию Никии в балете «Баядерка».