Россини, Глинка и Демуцкий

13.04.2018

Значительную часть программы составляют сольные сцены из выдающихся опер XIX-XX веков. Певица «примерит» на себя самые разноплановые образы, в том числе амплуа травести. Очень часто роли мальчиков и юношей поручались именно низкому женскому голосу. Таковы Ваня, приемный сын главного героя оперы М. Глинки «Иван Сусанин», удалой Басманов («Опричник» П. Чайковского) и юный военачальник Арзаче «Семирамида» Дж. Россини). Остроумным завершением первого отделения станет шутливая песенка ловкой и находчивой Дуэньи из одноименной комической оперы С. Прокофьева.

Развернутые оперные арии и сцены всегда производят впечатление своей яркой театральностью и динамичностью, но не менее интересна и совершенно другая сторона вокальной музыки – камерная. Камерно-вокальная лирика, или, иначе говоря, романсы – особая сфера, в которой художник способен выразить самые тонкие, порой едва уловимые оттенки чувства. Два романса Чайковского, которые прозвучат в первом отделении концерта – «Мой гений, мой ангел, мой друг» на стихи А. Фета и «Примирение» на стихи Н. Щербины – абсолютно полярны по своему настроению. Первый – строгое, лишенное внешней броскости признание. Второе – драматичная сцена, в которой «бурная», изменчивая партия фортепиано подчеркивает и углубляет страстность и психологическую насыщенность монолога меццо-сопрано.

Еще одна музыкальная «пара» – две миниатюры, родственные по духу фольклору. Это «Коса» Глинки на слова А. Корсака – песня в цыганском духе и «Катерина» Прокофьева, интереснейшая обработка подлинной русской народной темы, в которой она подана с позиции истинного художника ХХ века.

Во втором отделении слушатели познакомятся с редко исполняемыми сочинениями XX века – романсами В. Юровского, композитора и пианиста, основателя династии блестящих музыкантов, и М. Минкова, известного широкой публике прежде всего своей эстрадной и киномузыкой высоких художественных достоинств.

С вокальными номерами будут перемежаться инструментальные пьесы: щемящая «Песнь жаворонка» из «Времен года» Чайковского, одна из немногих фортепианных миниатюр Глинки – ноктюрн «Разлука», зажигательная Жига из балета Юровского «Алые паруса» и изящная до-мажорная прелюдия Прокофьева, за которой закрепился подзаголовок «Арфа» благодаря ее необычной фактуре, напоминающей арфовые переборы.

Под занавес концерта запланирован особый сюрприз: прозвучит соло альта из балета Ильи Демуцкого «Нуреев», поставленного в Большом в 2017 г. и ставшего одним из самых громких театральных событий года.

Вместе с героиней вечера выступят Владимир Слободян, Мария Черникова (фортепиано), Кирилл Филатов, Роман Денисов (скрипка), Дмитрий Безинский (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас).
Ведущий концерта – Александр Водопьянов.

Наталия Абрютина