Опера, только опера и ничего, кроме оперы!

21.12.2016

«Я так рано начала мечтать о карьере певицы, что у меня не оставалось времени подумать о других профессиях».
Маквала Каcрашвили


«Меня вела судьба. Она дала мне возможность не только петь в лучших театрах мира, но и подарила дружбу с уникальными людьми», - сказала Маквала Филимоновна Касрашвили в одном из интервью. В 1966 г. она впервые спела в Большом театре СССР – это были годы, когда прославленная труппа переживала «золотой век», с триумфом выступая на мировых оперных сценах. В блистательном созвездии голосов Большого молодая певица – выпускница класса профессора Тбилисской консерватории Веры Давыдовой – не затерялась, в первые же годы продемонстрировав высочайший профессионализм, голос яркого, насыщенного тембра и выдающийся актерский талант. Елена Образцова, Галина Вишневская, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко – оперные корифеи Большого отдавали должное таланту и работоспособности молодой коллеги и с неизменным восхищением отзывались о создаваемых ею сценических образах.

А за свою карьеру она их создала немало – это и классические героини опер П. Чайковского (Татьяна, Лиза, Иоланта), Ольга в «Псковитянке» Н. имского-Корсакова, прокофьевские Наташа в «Войне и мире» и Любка в «Семене Котко», Донна Анна в «Каменном госте» А. Даргомыжского…

Жажда нового, бесстрашие перед художественными экспериментами приводили Маквалу Касрашвили к подлинным открытиям – так, она впервые спела в нашем театре Полину («Игрок» С. Прокофьева), Тамару («Похищение луны» О. Тактакишвили), исполняла главные партии в таких «раритетах» русского музыкального театра, как «Франческа да Римини» С. Рахманинова, «Млада» Н. Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» П. Чайковского. Незабываемой стала ее трактовка образа Февронии в «Сказании о граде Китеже» Н. Римского-Корсакова – первой постановке этой оперы в Большом, осуществленной – по инициативе маэстро Евгения Светланова – без единой купюры. Уже много позже, в XXI столетии по приглашению режиссера Франчески Замбелло она спела на Бард-фестивале в США партии Подточиной и Вавы («Нос» и «Москва-Черемушки» Д. Шостаковича).

Не меньший успех сопровождал певицу и когда она исполняла западный репертуар – ее данные как будто были созданы для воплощения героинь опер Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи… Если дебют Маквалы Касрашвили в Метрополитен-опере (1979 г.) состоялся в опере «Евгений Онегин», то четыре сезона работы в лондонском театре Ковент-Гарден открыли в ней настоящую моцартовскую певицу (Вителлия в «Милосердии Тита» и Донна Анна в «Дон Жуане»), впрочем, еще на заре своей карьеры в Большом она спела Графиню в «Свадьбе Фигаро». Неоднократно выходила она на сцену в операх Верди – в партии Аиды (Баварская государственная опера, Венская опера, Арена ди Верона, Лирическая опера Чикаго), Амелии в «Бале-маскараде» (Метрополитен-опера, Баварская государственная опера), Елизаветы в «Дон Карлосе» (Савонлинский оперный фестиваль), в партии Сантуццы в опере «Сельская честь» Масканьи (Финская национальная опера, оперные театры Сиэттла, Вашингтона и Хьюстона). Но, пожалуй, партией всей ее жизни стала Тоска - более тридцати лет она пела в легендарной постановке Бориса Покровского в Большом, выступала в этой опере Пуччини на сцене Норвежской национальной оперы, Большого театра Варшавы и Большой оперы Флориды.

Как камерная и концертная певица Маквала Касрашвили выступает на ведущих сценах нашей страны, Европы и США. В ее репертуаре романсы русских и зарубежных композиторов, «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини и «Te Deum» А. Брукнера, «Реквием» Дж. Верди и «Военный реквием» Б. Бриттена, Четырнадцатая симфония и «Из еврейской народной поэзии» Д. Шостаковича.

Когда-то парижская публика увидела М. Касрашвили в образе Татьяны Лариной. Почти сорок лет спустя Большой театр привез во французскую столицу новую постановку (Дмитрия Чернякова), где певица выступала уже в роли Лариной, дающей урок пения дочерям. Уже полтора десятилетия Маквала Касрашвили руководит оперной труппой Большого театра, являясь помощником музыкального руководителя. Для многих артистов младших поколений она друг и наставник, всегда готовый помочь советом. На юбилейном вечере легендарную певицу будут поздравлять ее коллеги, в судьбе которых она сыграла важную роль.

Народный артист России Олег Кулько когда-то дебютировал в Большом в качестве партнера Касрашвили (в партии Яромира в опере-балете «Млада»). Светлана Шилова начала свою карьеру в Большом с «Хованшины» М.Мусоргского в редакции Д. Шостаковича (2002 г.), над которой работал М. Ростропович в тесном контакте с М. Касрашвили как руководителем труппы (когда-то она сама воплотила образ Татьяны, работая под руководством дебютировавшего в Большом театре Ростроповича). Ольга Кульчинская и Игорь Головатенко – молодые солисты оперной труппы Большого, уже зарекомендовавшие себя яркими дебютами в недавних премьерах театра.

В программе юбилейного концерта прозвучат камерные сочинения Г. Свиридова, С. Рахманинова, П. Чайковского, Л. Делиба, Г. Форе, М. Равеля, Р. Штрауса, неаполитанские песни Э. Куртиса и С. Гастальдона. Сама Маквала Касрашвили исполнит вокальные дуэты Чайковского и один из своих коронных номеров – романс Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи.

В концерте также примет участие Секстет артистов оркестра Большого театра в составе: Кирилл Филатов и Роман Денисов (скрипки), Дмитрий Безинский (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас) и Алла Басаргина (фортепиано).