Моцарт!

28.04.2018

В жизни Моцарта, как и многих других крупных художников, были периоды и громкой славы, и почти полной безвестности. Ажиотажный интерес публики к юному вундеркинду неизбежно должен был схлынуть – и схлынул, как только чудо-мальчик «подрос». Взросление вынуждало вновь бороться за признание. Устойчивое общественное и материальное положение Моцарту удается обрести лишь к последнему десятилетию своей жизни. Эти годы были также временем его наивысшего творческого расцвета: каждый из них отмечен рождением шедевра, а то и нескольких. Так, 1786 год принес целое «созвездие» блистательных инструментальных концертов, а в области симфонической музыки ознаменовался появлением знаменитой «Пражской» симфонии.

Фортепианный концерт до минор (1786 г.) — второй из двух минорных произведений Моцарта в этом жанре. (Всего им написано двадцать семь концертов для фортепиано/ клавира с оркестром). Он относится к вершинным достижениям композитора, «дополняя» ряд таких произведений, как Двадцать пятая и Сороковая симфонии, опера «Дон Жуан», фортепианная Фантазия до минор. В этом концерте три части. В первой, Allegro, мощное tutti трагически сталкивается с окрашенными личным чувством высказываниями солиста и репликами отдельных оркестровых инструментов и инструментальных групп. После нее вторая часть, написанная в мажоре, воспринимается как желанное отдохновение и успокоение, с трудом достигнутая гармония. Финал возвращает тревожное настроение первой части. «Никакого компромисса со светскостью: финал концерта – это революционный, зловеще быстрый марш, это вариации со свободными эпизодами, с отклонением в сферу кротости и небесного покоя и возвращением к неизбежности в заключении» — так охарактеризовал эту музыку немецкий исследователь творчества Моцарта Альфред Эйнштейн. Помимо глубины содержания, Концерт до минор интересен своим тембровым звучанием и оркестровой техникой. Это одно из немногих оркестровых сочинений Моцарта, в котором используются кларнеты. В то время как раз шли споры о том, может ли быть кларнет включен в состав симфонического оркестра, и именно Моцарт стал первым композитором, на практике доказавшим, что оркестровое звучание лишь выиграет, обогатившись красками, присущими этому инструменту.

В «Пражской» симфонии (№ 38, ре мажор) Моцарт вновь показывает себя великолепным знатоком оркестровой композиции. В названии этого сочинения отразился счастливый эпизод из биографии автора: «Пражская» была исполнена в чешской столице после того, как там с небывалым успехом прошла премьера «Дон Жуана». Симфония необычна своим строением — в ней только три части вместо традиционных четырех. Однако длительность ее намного превосходит ранние моцартовские симфонии. Состав оркестра в «Пражской» также весьма внушителен: Моцарт применяет здесь такие «громогласные» инструменты, как трубы и литавры. Первая часть открывается медленным минорным вступлением, которое, как величественный портал, предваряет монументальное симфоническое сооружение. Главная партия, вопреки ожиданиям слушателей, звучит в начале совсем скромно, в исполнении только струнной группы. Затем к струнным присоединяются выразительные фразы духовых – и вот уже оркестр Моцарта заиграл всеми своими красками и оттенками. На протяжении первой части Моцарт неоднократно украшает изложение тем полифоническими элементами, которые он даже заранее разрабатывал в эскизных тетрадях.

Вторая часть проходит под знаком идиллии — это одна из самых прекрасных у Моцарта пасторалей. Изысканные, типично моцартовские хроматизмы сообщают темам, проходящим у струнных и духовых, пленительную нежность. Есть здесь и патетические эпизоды, заставляющие вспомнить об оперном стиле композитора. Третья часть также перекликается с оперной музыкой — но на сей раз не патетической, а буффонной. В ней использован один из самых быстрых музыкальных темпов, Presto. Вихрь мотивов словно подхватывает слушателя и несет его сквозь мелькание лиц и событий до самого заключительного аккорда, который как бы ставит в конце симфонии радостный восклицательный знак.

Исполнением Симфонии № 38 завершится концерт, а откроет программу увертюра Моцарта к опере «Идоменей». Эта опера-seria создавалась в 1780-1781 гг., когда Моцарт еще находился на службе в Зальцбурге. В основу сюжета положен древнегреческий миф об Идоменее, давшем обет в случае военной победы принести в жертву родную дочь. В увертюре обозначены основные эмоционально-образные сферы оперы: торжественная героика, лирические переживания, трепет перед неотвратимостью судьбы.

В концерте участвуют народный артист России Михаил Воскресенский (фортепиано), в «активе» которого – все фортепианные концерты Моцарта (и все записаны) и Камерный оркестр Большого театра под руководством маэстро Михаила Цинмана.

Оксана Усова