Три века русского романса в исполнении Игоря Головатенко

15.05.2018

Русский романс — явление столь многомерное и многогранное, что ни одна концертная программа не сможет дать полного представления об этом уникальном культурном феномене. Тем не менее, выхватить некие основополагающие точки, подобно тому, как солнце в уже начинающихся сумерках выхватывает последними лучами острия грандиозных горных массивов, представляется возможной и интригующей задачей. Ее поставил перед собой ведущий солист Большого театра баритон Игорь Головатенко, который «замахнулся» на «Три века русского романса» (так называется программа его рецитала).

Первым в хронологическом отношении «романсовым» веком является XIX столетие. Именно тогда на волне романтизма с этим свойственным ему повышенным вниманием к душевной жизни человека зарождается удивительный жанр романса — симбиоз поэзии и музыки, образов зримых, словесно осязаемых и невыразимых, скрытых в музыкальных звуках. В качестве представителей романтической вокальной лирики XIX века выступят два композитора-гиганта — Модест Петрович Мусоргский и Сергей Васильевич Рахманинов.

Мусоргский известен в истории музыки как один из самых дерзких новаторов. Он, не имея полноценного композиторского образования, буквально «прорубил» новые пути в искусстве, устремляющиеся в будущее, в XX век. В вокальном наследии Мусоргского, помимо известных всем опер, много романсов и песен и три вокальных цикла, ставших для него неким итогом в «освоении» камерно-вокального жанра. Два из них — оба на стихи Арсения Голенищева-Кутузова — прозвучат в концерте. Последний цикл композитора «Песни и пляски смерти» поражает до глубины души своей мрачной картинностью, сочетанием аллегоричности и натурализма в изображении смерти. Четыре песни или романса этого цикла рисуют постепенное увеличение власти смерти, которая предстает здесь как парадоксально «живой» персонаж с собственными репликами. Сначала Смерть уносит младенца, оставляя в темной комнате безутешно плачущую мать («Колыбельная»). Затем забирает молодую девушку, явившись ей в облике прекрасного рыцаря («Серенада»). В следующей песне Смерть «выходит» на более обширное пространство, получая в свое распоряжение замерзший зимний лес, где погибает от холода пьяный мужичок («Трепак»). В последнем романсе («Полководец») она руководит уже целым полком мертвецов, заставляя их подняться из земли и выйти на зловещий парад.

Цикл «Без солнца» не менее трагичен, чем «Песни и пляски». Главенствующее настроение в нем — скорбное оцепенение, отрешенность от жизни, глубокая печаль. Этот цикл малоконтрастен; его песни — это медленные, по большей части, монологи, имеющие мало общего с традиционным ариозного типа романсом. Большую роль в них играет декламация, вдумчивое «прочитывание» вокальной партией всех поэтических нюансов. Таковы первые две песни — «В четырех стенах» и «Меня ты в толпе не узнала». В третьей песне, «Окончен праздный, шумный день», появляется драматизм, внутренние контрасты, которые связаны с моментами, когда героя охватывают пронзительные воспоминания о прошлом. В песне «Скучай» Мусоргский создает буквально ощущаемый кожей образ скуки самыми скупыми музыкальными средствами. В пятой и шестой песнях появляется новая звуковая краска — «колокольное» звучание. В пятой песне оно вызвано словами «унылый смерти звон» (перекличка с последним вокальным циклом!). Шестая песня — трагическая кода цикла: герой, убаюканный таинственным плеском воды, окончательно отворачивается от жизни, принесшей ему только разочарования.

Романсы Рахманинова, которые прозвучат в концерте отличаются, как и у Мусоргского, серьезным, философским содержанием с трагическим оттенком. Так, например, романс с радостным заголовком «Христос воскрес» посвящен отнюдь не праздничному ликованию, а размышлению о бедах, которые испокон веков сопровождают человечество.

Из всего многообразия романсов XX века в программу вошли произведения одного автора — Николая Голованова. В Большом театре его имя — одно из самых почитаемых. Голованов был известным на весь Советский Союз дирижером и хормейстером, народным артистом СССР, лауреатом четырех Сталинских премий и — главным дирижером Большого театра с 1948 по 1953 годы. Хорошо известна его организационно-исполнительская деятельность — руководство симфоническими оркестрами и хорами, однако, кроме этого, Голованов был и композитором, автором двух опер, симфонии, двух симфонических поэм, фортепианных пьес и более двухсот романсов. В концерте прозвучат пять – на стихи Константина Бальмонта, Игоря Северянина, Ивана Никитина, Генриха Гейне, Алексея Толстого.

Востребованный на многих сценах мира, Игорь Головатенко и сам является не только певцом, но и автором музыкальных произведений. Он споет четыре романса собственного сочинения на стихи Александра Блока, протянув, таким образом, романсовую «нить» от XIX к XXI столетию. Партию фортепиано исполняет Станислав Дяченко (фортепиано).

Оксана Усова

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ