Прекрасная музыка прекрасной эпохи

08.03.2018

Belle Epoque, «прекрасная эпоха» — так принято называть несколько десятилетий европейской истории до начала Первой мировой войны. Это было время настоящего расцвета культуры и искусства, почву для которого подготовили экономические и политические успехи европейских государств. В искусстве появляется целый «букет» новых направлений, от символизма до абстракционизма. Их представители — крупнейшие художники, ставшие теперь классиками (достаточно упомянуть двух литературных «гигантов» — Марселя Пруста и Томаса Манна).

Характерной чертой быта «прекрасной эпохи» были артистические салоны, особенно распространенные во Франции. В их блестящей и раскованной обстановке музыканты, поэты, литераторы не только отдыхали за дружескими беседами, но и знакомились с творчеством друг друга. Музыка, звучавшая в парижских салонах Belle Epoque, и вошла в программу концерта. Все произведения программы являются вокальными опусами французских композиторов — Рейнальдо Ана, Леона Делафосса, Камиля Сен-Санса, Жюля Массне, Габриэля Форе. Три последних имени хорошо знакомы российским слушателям, а вот сочинения Рейнальдо Ана и Леона Делафосса не так часто можно услышать на отечественной сцене.

Между тем, Ан например, был достаточно крупным музыкантом: в 20-е годы преподавал в знаменитой Эколь Нормаль де Мюзик, а после Второй мировой войны возглавил Парижскую консерваторию. Он писал оперы, балеты, оперетты, симфонические, фортепианные и вокальные сочинения. В концерте прозвучит несколько его песен на стихи разных поэтов из циклов «Двадцать мелодий», «Двадцать ронделей», «Песни и мадригалы». Среди них — романс на стихи Виктора Гюго «Если бы у моей песни были крылья», сочиненный композитором в возрасте тринадцати лет и сразу ставший широко известным. Действительно, этот романс привлекателен во многих отношениях — и своей пластичной мелодией, и нежным, подобным дуновению ветра, аккомпанементом, и общим светлым настроением.

Рейнальдо Ан был известен дружбой с Марселем Прустом. Его товарищ «по цеху» Леон Делафосс также общался с писателем и даже стал прототипом одного из героев эпопеи Пруста «В поисках утраченного времени», скрипача Чарльза Мореля. В концерте прозвучат четыре романса Делафосса на стихи Анри де Ренье из цикла «Вечера любви».

Знаменитый французский композитор Шарль-Камиль Сен-Санс писал вокальную музыку на протяжении всей жизни, создав около ста сорока вокальных опусов. В концерте прозвучат романсы Сен-Санса из цикла «Персидские мотивы» на стихи Армана Рено. В этом цикле Сен-Санс показывает не столько «аутентичный» Восток, сколько его преломление в глазах европейца. Композитор практически не использует музыкальных средств, типичных для восточной музыки, зато щедро снабжает фортепианную партию привычными для себя виртуозными элементами. В концерте прозвучит также песня Сен-Санса «Пляска смерти» на стихи Анри Казалиса, которая позже легла в основу одноименной симфонической поэмы — одного из самых известных произведений Сен-Санса.

Не обошли стороной песенный жанр и два других крупных французских композитора, чье творчество пришлось на «прекрасную эпоху» — Жюль Массне и Габриель Форе. Оба они, также как, впрочем, и другие французские авторы, работали в жанре т. н. melodie. Главной его чертой было максимально полное воплощение в музыке особенностей поэтического текста. Произведения в жанре melodie предназначались уже исключительно для профессиональных исполнителей, в то время как более ранние салонные романсы были доступны и любителям. В программу вошли несколько melodies Форе и два романса Массне, один из которых — его знаменитая «Элегия» на стихи Луи Галле.

В концерте примут участие Тамуна Гочашвили (сопрано), Марта Данусевич (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Мария Мотолыгина (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Мария Баракова (меццо-сопрано), Вадим Волков (контратенор), Давид Посулихин (тенор), Сергей Радченко (тенор), Андрей Скляренко (тенор), Гиорги Стуруа (тенор), Андрей Кимач (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон), Александр Уткин (бас-баритон), Иван Коростылев (бас); Александр Калашков (скрипка), Жанна Жусупова (фортепиано), Даниил Орлов (фортепиано), Александр Широков (фортепиано), Ирина Катаева-Эмар (фортепиано, артист-чтец), Эльдар Трамов (артист-чтец).

Оксана Усова

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ