Глиэр, Мясковский, Кабалевский

12.04.2018

Камерно-вокальная лирика — удивительный жанр, объединяющий сразу два созвучных друг другу искусства — поэзию и музыку. Она является той творческой сферой, в которой композитор может выразить свои наиболее личные, интимные переживания, поделиться со слушателем тайнами своей души. В России романс имел долгую и богатую историю, освященную именами величайших поэтов и композиторов — Пушкина, Лермонтова, Глинки, Бородина, Рахманинова и многих, многих других. Пережив наивысший подъем в XIX – поистине «золотом» для него – столетии, романс отнюдь не стал периферийным жанром, дав блестящие плоды и в музыке следующего, XX века. В концерте прозвучат романсы Рейнгольда Глиэра, Николая Мясковского и Дмитрия Кабалевского, творчество которых пришлось в основном на первую половину столетия.

Из них из всех романсы Глиэра, пожалуй, «слушаются» наиболее легко. Музыка этого композитора обычно отличается светлым колоритом, гармоничной уравновешенностью всех композиционных элементов. Недаром автор говорил: «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением». Творческое наследие Глиэра насчитывает множество романсов — около ста пятидесяти; так что лишь очень малая часть вошла в первое отделение концерта. Романсы «Жить! Будем жить!» на стихи Галины Галиной, соч. 28 №5 и «Проснись, дитя!» на стихи Мирры Лохвицкой, соч. 50 №2 отличаются особой приподнятостью. Эмоциональные тексты, написанные женщинами-поэтессами, вызвали к жизни музыку радостного характера со свободной, размашистой вокальной партией и бурным фортепианным сопровождением. Кстати, сам Глиэр был превосходным пианистом, что чувствуется во многих его романсах. Иное настроение ощущается в известном романсе «О, не вплетай цветов душистых» на стихи Даниила Ратгауза. Здесь есть и горечь, и безысходная грусть... Этот романс входил в репертуар великолепной Надежды Обуховой, исполнявшей его с необычайной глубиной. Что касается романсов «Лада» на стихи Любови Столицы и «Сладко пел душа-соловушка» на стихи Алексея Мерзлякова, то они выдержаны в «русском» стиле, опирающемся на мелодику народных песен. Однако их продуманная форма, развитая фортепианная партия выдают мастера, отлично владеющего профессиональными выразительными средствами.

Николай Мясковский обладал творческой индивидуальностью, во многом противоположной Глиэру. Он был склонен к рефлексии и отличался скорее трагическим мироощущением. Эти черты личности наложили отпечаток и на его творчество. Музыке Мясковского свойственны тревожные предчувствия, углубленные раздумья, порой — ораторский пафос. Созвучным его настроениям оказалось творчество Михаила Лермонтова, на стихи которого композитор создал цикл из двенадцати романсов. В концерте прозвучит несколько сочинений из этого цикла. Интерпретация знаменитого стихотворения «Выхожу один я на дорогу» существенно сложнее, чем широко известный романс, принадлежащий перу Елизаветы Шашиной. Мясковский применяет здесь многозвучные диссонирующие гармонии, характерные для его стиля, и изломанную, далекую от кантиленной гладкости мелодию. Напротив, романс «Наяда» на стихи Евгения Баратынского написан с намеренной простотой и изящной грацией: композитор словно хочет скрыться в пасторальной идиллии от тревог суетного мира.

Такое стремление никогда не было свойственно Дмитрию Кабалевскому, который, скорее, вместе с созидательными силами советской и мировой революции, готов был этот мир переделать. Что, впрочем, не мешало ему быть тонким лириком и ценителем настоящей поэзии. Во втором отделении концерта прозвучат романсы Кабалевского из цикла «Десять сонетов Шекспира» на слова великого английского поэта в переводе Маршака. Выбранные Кабалевским стихотворения раскрывают разные грани шекспировской лирики. Так, например, романс «Трудами изнурен» передает состояние тоски и беспокойства, которыми охвачен поклонник прекрасной, но холодной девы, романс «Люблю, люблю» посвящен счастью взаимного чувства, а романс «Ты — музыка» вслед за стихотворением Шекспира пытается разгадать смысл чарующей гармонии музыкальных звуков. Лучшим исполнителем цикла Кабалевского в советское время был бас Марк Рейзен, которому часто аккомпанировал сам автор.

В концерте принимают участие Елизавета Улахович (сопрано), Мария Мотолыгина (сопрано), Анастасия Барун (сопрано), Тамуна Гочашвили (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Мария Баракова (меццо-сопрано), Виктория Каркачева (меццо-сопрано), Вадим Волков (контратенор), Вадим Бабичук (тенор), Тарас Присяжнюк (тенор), Гиорги Стуруа (тенор), Рауф Тимергазин (баритон), Андрей Кимач (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон), Александр Уткин (бас-баритон), Игорь Коростылев (бас).

Оксана Усова