Вере Дуловой посвящается

13.01.2019

27 января исполняется 110 лет со дня рождения арфистки Веры Георгиевны Дуловой, выдающегося музыканта, ставшего настоящим символом отечественной школы исполнительства на арфе. Вера Георгиевна окончила Московскую консерваторию, где училась у легендарных Ксении Эрдели и Марии Корчинской, а затем совершенствовала свое мастерство у Макса Зааля в берлинской Высшей школе музыки, получив стипендию, учрежденную лично, из собственных средств наркомом просвещения Анатолием Луначарским.

Некоторое время она была солисткой Московской филармонии, а затем на долгие годы (с незначительным перерывом) связала свою творческую жизнь с оркестром Большого театра. Преподавала, вырастив плеяду замечательных учениц, написала книгу, организовала Всероссийское общество арфистов, была членом жюри музыкальных конкурсов. Ее игре внимала публика во множестве стран мира – от Великобритании до Австралии. Что касается России, где она только не выступала, даже на дрейфующей льдине «Северный полюс-4», за что была удостоена звания «Почетный полярник».

Но главное – с ее «легкой» руки коренным образом изменился арфовый репертуар. Ее собственный концертный «арсенал» насчитывал более трехсот произведений. Многие сочинения зарубежных композиторов XX века впервые прозвучали в России именно в ее исполнении, а некоторые забытые или прежде неизвестные рукописи были возвращены к жизни ее усилиями. Ее искусство вдохновляло отечественных композиторов: для нее написаны и ей посвящены концерты С. Василенко и А. Мосолова, сонатины Л. Книппера, А. Балтина, «Восточный танец» и Токката А. И. Хачатуряна (совместная редакция с автором), сочинения Н. Макаровой, В. Кикты и другие (созданы при ее участии). Кроме того, благодаря Вере Дуловой репертуар для арфы пополнился замечательными транскрипциями, украшающими концертные программы арфистов всего мира по сей день.

Именно эти транскрипции откроют концерт, посвященный памяти музыканта. В исполнении Ники Рябчиненко прозвучит Утренняя серенада из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и две пьесы А. Хачатуряна – знаменитая Токката и Восточный танец. Затем слушателей ждет невероятный сюрприз: прозвучит традиционная музыка для одного из древнейших инструментов мира – кельтской арфы. Этот инструмент связан в первую очередь с культурой Ирландии – единственной страны мира, символом который является музыкальный инструмент, а именно: золотая двенадцатиструнная арфа (на лазурном поле). Ее изображение в Ирландии можно встретить на каждом шагу: на марках и государственных штампах, на монетах достоинством от пяти центов до двух евро и в качестве эмблемы пива «Guiness».

Традиционная ирландская арфа была тесно связана с культурой профессиональных кельтских поэтов-певцов – бардов и звучала преимущественно при дворе короля и в знатных домах. В XVI-XVII веках, в годы борьбы ирландцев за независимость, кельтская арфа оказалась под угрозой исчезновения. Странствующие арфисты нередко присоединялись к революционной борьбе, и Британская Корона поспешила наложить запрет на инструмент, «разжигающий» восстания. Арфу, обнаруженную в руках арфиста, положено было сжечь, а самого музыканта незамедлительно казнить. Лишь в конце XVIII века практика исполнительства на кельтской арфе стала возрождаться: с этой целью в 1792 г. в Белфасте был организован фестиваль-соревнование арфистов. Несмотря на солидные денежные призы, со всей Ирландии удалось собрать лишь десять носителей традиции в возрасте от пятнадцати до девяноста семи лет. Однако затраченные усилия не прошли даром: механизм был запущен, и к XX веку ирландская арфа уже вызывала большой интерес как у профессионалов, так и у любителей музыки.

В концерте прозвучат несколько композиций для ирландской арфы. Прежде всего – «Прощание» Торлы О’Каролана (1670 – 1738), одна из сотен мелодий, написанных выдающимся слепым музыкантом, чье творчество было открыто усилиями девятнадцатилетнего Эдварда Бантинга, которого пригласили на уже упомянутый фестиваль в Белфасте для того, чтобы он записал звучащую музыку нотами. Затем последуют английская «Река широка», шотландская «Гленливет» в переложении американской исполнительницы на кельтской арфе Ким Робертсон и ее же авторская композиция «Новые листья», входящая в альбом «Сокровища кельтской арфы».

Завершит первое отделение Фантазия на темы оперы «Пиковая дама» П. Чайковского, написанная замечательным композитором, профессором Московской консерватории Валерием Киктой. В грандиозном списке его сочинений немало написанных для арфы, причем вдохновила его на их создание как раз Вера Георгиевна Дулова. По рассказу композитора, свое первое сочинение для арфы он написал для ученицы Дуловой, украинской арфистки Одарки Вощак. Когда она сыграла это произведение в классе, Дулова захотела познакомиться с автором. Так началось их многолетнее сотрудничество, а после ухода Веры Георгиевны из жизни Валерий Кикта стал бессменным председателем Международного конкурса арфистов, носящего ее имя.

Музыка Кикты встретит слушателей и сразу после антракта: второе отделение откроется его Сонатой для скрипки и арфы, имеющей программное содержание. Первая часть носит название «Метаморфозы осеннего пейзажа в Соколовой пустыне»: согласно легенде, Соколова пустыня – любимое место соколиной охоты царя Ивана Грозного. Вторая часть – Фантазия на тему знаменитого романса Варламова в жанре русской песни «Красный сарафан». Третья часть – «Рондо по скульптуре Д. Горлова «Тройка» (Дмитрий Горлов – скульптор-анималист, большую часть жизни проживший в Соколовой пустыне, где в 1950 г. создал фарфоровую скульптурную группу «Тройка»).

Завершающим «аккордом» станет концертная симфония Виктора Ульянича, в чьем творчестве арфа также занимает существенное место. Содержание концертной симфонии «Колокола души» для кларнета, арфы, струнного оркестра и ударных основано на стихотворении архиепископа Иоанна (Шаховского) «Давид»:

«Земля входила в звёздное теченье,
Не понимая, что велит ей Бог,
И вдруг запел земле Давид пророк
О безначальном Божьем дуновенье…»

В концерте примет участие Ника Рябчиненко (арфа) – солистка оркестра Большого театра, лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов, окончившая Московскую консерваторию и аспирантуру в классе Веры Дуловой, а также Дмитрий Лиманцев (кларнет), Владимир Скляревский (скрипка) и артисты оркестра Большого театра (дирижер Антон Гришанин).

Наталия Абрютина