Арии и сцены из немецких опер

30.05.2019

Как известно, родиной оперы считается Италия. Первое из дошедших до нас сочинений в этом жанре – опера Якопо Пери «Эвридика» на сюжет античного мифа о сошедшем в царство мертвых Орфее – датируется первым годом XVII столетия. Впервые исполнена она была во Флоренции на торжествах по случаю свадьбы французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Италия стала колыбелью belcanto – искусства виртуозного и непринужденного оперного пения; там сформировались базовые жанровые каноны оперы; наконец, именно итальянские оперы XIX века вошли в число самых горячо любимых даже неискушенными слушателями. Но получив блестящий старт в Италии, оперное искусство нашло себя и в других странах, где также достигло сияющих высот. Одной из подобных стран стала Германия.

Программа, посвященная немецкой опере, которую представят артисты Молодежной оперной программы Большого, откроется музыкой венских классиков. Вольфганг Амадей Моцарт сочинял оперы на протяжении всей своей жизни. Создал более двадцати – от оперы-seria «Идоменей, царь Критский», которую написал в возрасте двенадцати лет (за эту работу гениальный вундеркинд был избран членом Болонской академии), до блестящей «Свадьбы Фигаро» и сочетающего в себе возвышенное и разнузданное, смешное и трагическое «Дон Жуана». Большинство его опер написаны на итальянском языке и представляют собой устоявшиеся итальянские жанры, но некоторые все же опираются на уже успевшую созреть немецкую оперную традицию. Такова последняя его опера – «Волшебная флейта», написанная в жанре зингшпиля. При этом в ней со сказочным, в чем-то наивным сюжетом сочетаются философские идеи эпохи Просвещения, а также таинственная масонская символика. В концерте будет исполнена ария Папагено – простодушного птицелова, мечтающего о теплом семейном счастье и, пережив множество невзгод, находящего его в конце концов со своей тезкой, девушкой Папагеной. Кроме того, прозвучит квинтет, в котором участвуют, помимо Папагено, главный герой оперы принц Тамино и три загадочные Дамы – сверхъестественные существа, находящиеся на службе у Царицы ночи.

«Отцом» национальной немецкой романтической оперы считается Карл Мария фон Вебер. Его перу принадлежат девять опер, и в концерте прозвучат фрагменты одних из наиболее известных – «Эврианты» (в основе – средневековый рыцарский сюжет) и наполненного сказочно-фантастическими образами «Оберона».

Гораздо менее, чем уже упомянутые композиторы, широкой публике известно имя Альберта Лортцинга. Он, будучи современников Вебера, стал основоположником Spieloper – немецкой комической оперы. Сюжет оперы «Царь и плотник», фрагмент который смогут услышать наши зрители, просто невероятен: опера повествует о посещении Голландии царем Петром I во время его Великого Посольства – инкогнито, в платье простого плотника. Еще одна его опера – «Браконьер, или Голос природы» – имеет яркую сатирическую направленность, буквально искрясь остроумнейшими музыкальными портретами надменных аристократов и простоватых крестьян.

Отто Николаи – композитор, сменивший Феликса Мендельсона на посту капельмейстера Берлинского кафедрального собора, – наиболее известен оперой «Виндзорские проказницы» по одноименной комедии Шекспира. Ее музыкальный язык интересным образом сочетает традиции итальянской оперы с новшествами оперы немецкой романтической. Еще один автор, прославившийся в основном одной оперой, – Фридрих фон Флотов, также композитор романтического направления, умерший в один год с Верди и Вагнером. Действие романтико-комической оперы «Марта» происходит в Англии начала XVIII века, во время правления королевы Анны. Стиль ее также «неоднороден»: с духом немецкой музыки первой половины XIX века сочетается чисто французская непринужденность и изящество.

Композитором «одной оперы» стал и Энгельберт Хумпердинк: его «визитной карточкой» считается опера «Гензель и Гретель», написанная на сюжет сказки братьев Гримм. Это произведение превратилось в самый настоящий рождественский «атрибут» репертуара музыкальных театров Германии.

Немецко-венгерскому композитору и скрипачу Карлу Гольдмарку, хорошему другу Иоганнеса Брамса, широкую известность принесла написанная в 1871 году опера «Царица Савская», шедшая на сцене Венской оперы без перерывов вплоть до 1936 года. По сей день он считается «национальным» венгерским композитором, а при жизни ему удалось снискать подлинную славу и всеобщее уважение.

Крупные музыкальные «блоки» посвящены в нашем концерте личностям, сыгравшим величайшую роль в истории музыкальной культуры Германии – Рихарду Вагнеру и Рихарду Штраусу. Вагнер – автор тринадцати опер, непростой «персонаж» с точки зрения своих философских воззрений и гениальный оперный реформатор, познав творения которого, потрясенный мир уже не мог быть прежним. Прозвучат фрагменты из опер «Риенци» (написанной в Париже и близкой пышной французской стилистике), «Летучий голландец» (по мотивам старинной легенды о навеки проклятом моряке), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (огромной, почти пятичасовой комической оперы) и «Тангейзер» (о рыцаре, сумевшим искупить свои грехи подлинным покаянием). Кроме того, артисты не обойдут вниманием и грандиозную тетралогию «Кольцо нибелунга» – первое сочинение, написанное после того, как Вагнер письменно сформулировал основные «положения» своей оперной реформы.

Концерт завершит ряд фрагментов из опер Рихарда Штрауса – композитора позднеромантической эпохи, который прославился также и как непревзойденный дирижер. Во впечатляющем своими объемами списке сочинений Штрауса особое место занимают шестнадцать опер. Среди них – философская сказка «Женщина без тени», «Электра» на основе одноименной трагедии Софокла, лирическая комедия «Арабелла», фантасмагорическая «Ариадна на Наксосе» по, как ни странно, «Мещанину во дворянстве» Мольера, и «Кавалер розы», который многие считают лучшей комической оперой, написанной после опер Моцарта. Все эти сочинения были созданы в соавторстве с драматургом Гуго фон Гофмансталем, крупнейшим философом начала XX века, близким эстетике символизма.

В концерте примут участие артисты Молодежной оперной программы Большого театра Тамуна Гочашвили, Марта Данусевич, Эльмира Караханова, Мария Мотолыгина, Елизавета Нарсия (сопрано), Мария Баракова, Виктория Каркачева, Юлия Шаварина (меццо-сопрано), Вадим Бабичук, Давид Посулихин, Тарас Присяжнюк, Андрей Скляренко, Гиорги Стуруа (тенора), Рауф Тимергазин, Дмитрий Чеблыков (баритоны), Александр Уткин (бас-баритон), Игорь Коростылев, Гиорги Челидзе (басы), Михаил Широченко (контратенор) и солистка оперной труппы Большого Мария Лобанова (сопрано).

Партия фортепиано – Александра Голубицкая, Елизавета Дмитриева, Михаил Коршунов и Александр Широков.

Наталия Абрютина