Концерт солистов и артистов оркестра Большого театра

10.05.2019

Откроет программу «Паганиниана» – блестящий парафраз на темы великого итальянского скрипача-виртуоза, написанный одним из величайших исполнителей XX века, скрипачом Натаном Мильштейном. Его манере была присуща поистине магнетическая энергетика. Кроме того, он создал ряд транскрипций и сочинений для скрипки, которые почитают за честь включить в свой репертуар крупнейшие солисты и концертанты (а также серьезно увлекался живописью).

«Линию» искусно написанных сольных пьес продолжит «Танец эльфов» Анриетты Ренье – выдающейся арфистки и педагога, чья деятельность пришлась на первую половину ХХ века и чей педагогический опыт, обобщенный в книге, написанной в годы Второй мировой войны, лег в основу современного преподавания искусства игры на арфы.

Не менее ярко проявят себя артисты Большого и в камерном жанре. Скрипачи предоставят на суд слушателей свои трактовки фрагментов сонат С. Прокофьева и Э. Грига, а альтисты удивят необычным выбором редко исполняемых, но весьма интересных сочинений. Среди них – «Четыре портрета» участника французской «Шестерки», неистового путешественника Дариуса Мийо. Эти «портреты», разумеется, женские, представляют собой своеобразные музыкальные зарисовки, посвященные двум американкам (северянке из Висконсина и южанке из Калифорнии), парижанке и девушке из Брюсселя. Не менее колоритная «картина» создана современным российско-таджикским композитором Павлом Турсуновым, ее название – «Прелюдия в стиле ню» – говорит само за себя. Знаменитая фортепианная «Элегия» С. Рахманинова прозвучит в транскрипции для альта и фортепиано, великолепно раскрывающий напряженный и затаенно-страстный тембр солирующего инструмента. То же можно сказать и об альтовом «Романсе» Ральфа Воан-Уильямса, замечательного британского композитора ХХ века, оставившего богатое творческое наследие почти во всех существующих жанрах и ставшего основоположником так называемого «английского ренессанса» – периода пышного расцвета английской композиторской школы после почти четырехсотлетнего «молчания».

Музыка еще одного композитора ХХ века – Пауля Хиндемита – представит это противоречивое время с иной стороны: не как возвращение к истокам и попытку воскресить прекрасное прошлое, но как бесстрашный и жесткий взгляд на современную действительность с ее конфликтами и горестями. Дуэт для альта и виолончели Хиндемита – небольшое сочинение-«спутник» его грандиозной оперы «Художник Матис» – сочетает в себе черты музыкального авангарда и фольклорные мотивы, навеянные образами Средневековья (опера, от которой неотделим дуэт, повествует о жизни немецкого художника XVI века, автора знаменитого «Изенгеймского алтаря» Маттиаса Грюневальда).

Песни без слов Мендельсона – жанр, в котором композитор работал на протяжении всей своей жизни, создав в общей сложности восемь тетрадей пьес для фортепиано с таким названием. Нетрудно догадаться, что основной их чертой является песенность – некоторые из них даже имеют «песенные» названия, например, «Песня венецианского гондольера», «Охотничья песня» или «Песня за прялкой». Большинство же, не являясь программными, представляют собой лирические миниатюры невероятной тонкости и благородства, и будучи, разумеется, чисто инструментальными, поразительным образом создают ощущение настоящего «пения» фортепиано. «Песня без слов» для виолончели и фортепиано – исключительный пример этого жанра, где фортепиано демонстрирует чуткое сопровождение, а роль «певца» берет на себя полнозвучная, «бархатная» виолончель.

Группа виолончелей также порадует слушателей финалом виолончельной сонаты Прокофьева – сочинения, написанного после тяжелого для автора времени гонений и неопределенности, но в некотором роде открывшая для него новый, невероятно плодотворный период зрелого творчества.

«Движение» к финалу всего вечера будет ознаменовано целым букетом веселой – в самом лучшем смысле слова – музыки. Светлая и легкая сонатина итальянского композитора и кларнетиста Маттео Даль Масо для необычного дуэта флейты и бас-кларнета; «Три веселые пьесы» Родиона Щедрина для фортепианного трио; искрометная Сюита Д. Мийо для скрипки, кларнета и фортепиано, навеянная одновременно эстетикой мюзик-холла и странствиями по Северной и Южной Америке; наконец, роскошный «Encore» современного французского композитора Жерома Дюкро, прозвучавший на конкурсе Чайковского в 2015 г. в блестящем исполнении белорусского виолончелиста Ивана Каризны, ставшего лауреатом III премии – все это не оставит слушателям ни малейшего шанса уйти из Бетховенского зала без улыбки на лице и тепла на сердце.

В концерте примут участие Михаил Чумаков, Кристина Аванесян, Игорь Свичкаренко, Артем Руденко, Ашот Гаспарян (скрипка), Диана Кузнецова, Татьяна Файн, Алексей Яненко, Иван Саенко (альт), Дарья Беляева, Арсений Безносиков, Степан Худяков, Александр Кашин (виолончель), Елизавета Симоненко (арфа), Геннадий Борисов (контрабас), Елена Митрофанова, Наталья Береславцева (флейта), Дмитрий Лиманцев (кларнет), Николай Инкижинов (бас-кларнет), Валерия Арзуманова, Алина Смирнова, Диана Аванесян, Юлия Москвина, Станислав Дяченко, Анна Гришина, Елена Попкова, Екатерина Саенко, Светлана Руденко, Татьяна Шитова (фортепиано). Ведущая – Ирина Башкирева.

Наталия Абрютина