Под небом Италии

20.02.2019

На сей раз в гостях у оркестра Большого театра – скрипачи Антон Мартынов и Кремена Николова. Антон Мартынов – не только известнейший скрипач, он выступает еще и как альтист, пианист, клавесинист, органист, а также дирижер и композитор (!). Среди его партнеров – скрипач Иври Гитлис, пианистка Марта Аргерих, дирижеры Марк Минковский и Филипп Херревеге. Мартынов получил образование в Российской академии музыки им. Гнесиных, а затем продолжил совершенствоваться в Европе. В настоящее время он профессор Королевской консерватории г. Монса (Бельгия), основатель и артистический директор фестиваля Le Printemps de Violon/ «Скрипичная весна», художественный руководитель и дирижер камерного оркестра The Vivaldi Society/ Общество Вивальди. Уникальный репертуар музыканта включает не только выдающиеся образцы музыки для скрипки соло, в камерном ансамбле и с сопровождением оркестра, но также его собственные каденции (к концертам Моцарта и Брамса), многочисленные авторские транскрипции и собственные сочинения. В этом сезоне, помимо выступления с Камерным оркестром Большого театра, в творческих планах Мартынова – концерт с пианистом Вассилисом Варваресосом в Париже, гастрольный тур с Мартой Аргерих по Испании и начало работы над записью всех камерных сочинений Шумана.

Дискография Антона Мартынова включает более двадцати альбомов. Среди них – два диска Music for Two, созданные совместно с болгарской скрипачкой Кременой Николовой и номинированные в 2017 г. на престижную премию в области академической музыки International Classical Music Awards. Кремена Николова окончила Музыкальную академию в Софии и начиная с 2009 г. совершенствовалась на мастер-классах А. Мартынова. В 2011 г. они стали регулярно выступать вместе. География выступлений Николовой охватывает почти все страны Европы, а в 2014 г. она стала артистическим директором международного фестиваля San Martino a Natale в Венеции.

Программа концерта посвящена музыке Италии, и особое место в ней отведено Антонио Вивальди. Откроет вечер его Концерт для двух скрипок ре минор RV 565, входящий в цикл из двенадцати концертов для струнных инструментов «Гармонические вдохновения». Этот цикл был первым напечатанным собранием концертов Вивальди и стал объектом тщательного изучения И. С. Баха: три концерта из цикла он переложил для клавира соло, один – для четырех (!) клавиров, а два – ля минор и ре минор – для органа. Все эти транскрипции стали широко известными и часто исполняются. Ре-минорный концерт Вивальди-Баха был напечатан в 1844 г., но по ошибке он долгое время считался сочинением сына Баха, Вильгельма Фридемана: в рукописи были сделаны некоторые его пометки и добавлена надпись «Переписано рукой моего отца». Концерт приобрел большую популярность, особенно, как ни странно, в фортепианном переложении А. Страдаля. Лишь через пятьдесят лет было установлено авторство Вивальди.

Еще один концерт Вивальди, RV 443, особенно интересен тем, что солирующий инструмент в нем – крайне редко используемая сольно флейта-пикколо. Разумеется, при жизни Вивальди этот концерт, как и другие два его флейтовых концерта, исполнялись не на современной «пикколке»: в нотах указан инструмент flautino (самая высокая из разновидностей блокфлейты – сопранино) или ottavino (одна из разновидностей малой поперечной флейты).

Во втором отделении знакомство с музыкой Вивальди продолжится концертом RV 576, который представляет собой несколько иной тип концерта: не сольный, но оркестровый. Среди множества партий нельзя выделить одного солиста: выразительные партии приобретает и скрипка, и гобой, и фагот, и две флейты. Концертность трактуется в этом случае не в качестве контраста звучания солиста и оркестрового сопровождения, но как своего рода «соревнование» различных групп солистов друг с другом и с оркестром.

До-мажорный концерт RV 425 – вновь сольный и вновь написан для весьма необычного инструмента – мандолины. Это струнный щипковый инструмент, струны на котором задеваются, как правило, медиатором или птичьим пером. Металлические струны издают очень короткий звук, поэтому протяженные ноты достигаются быстрым тремолирующим повторением одного звука.

«Компанию» концертам Вивальди в первом отделении составит, наверное, одно из самых знаменитых скрипичных сочинений – Рондо из Второго концерта величайшего виртуоза XIX века Н. Паганини, известное под авторским названием La campanella («колокольчик»). Тема рондо действительно напоминает нежное хрустальное звучание легких колокольчиков. Пьеса стала одинаково популярна и в своем оригинальном изложении, и в блестящей фортепианной транскрипции Ф. Листа, включившего ее в свой сборник «Шесть этюдов по Паганини».

Неслучайно «рядом» с шедеврами Вивальди прозвучат несколько сочинений Антона Мартынова: концерты ля минор и соль мажор и «Фолия» для скрипки с оркестром на подлинную испанскую тему. Тонко и деликатно претворяющие особенности итальянской музыки эпохи барокко, они становятся своего рода признанием в любви великому венецианскому мастеру.

Завершит концерт «Триптих Боттичелли» Отторино Респиги (1927). Респиги известен как блестящий знаток оркестра. Особое место в его творчестве занимает «Римская трилогия» для большого симфонического оркестра, величественное и масштабное сочинение, в котором оркестр предстает воистину во всем своем великолепии. Несмотря на то, что «Триптих Боттичелли» написан для более скромного состава – камерного оркестра – его звучание не менее колоритно, красочно и богато, а особую изюминку придает ему постоянное использование изысканных соло разных инструментов. Источником вдохновения для композитора стали полотна великого художника итальянского Возрождения. В первой части («Весна») пасторальная мелодия сочетается с острым, то возрожденчески-танцевальным, то синкопированным, почти джазовым ритмом. Вторая часть – «Поклонение волхвов» – основана на теме рождественской песни «Прииди, Эммануил», которая относится к церковному периоду Адвента – времени ностальгического ожидания Рождества и пришествия Христа. Финал триптиха – «Рождение Венеры». На фоне фигураций скрипок, подобным морским волнам и брызгам пены, постепенно рождается и набирает огромную силу бесконечная и прекрасная мелодия.

В концерте принимают участие Антон Мартынов (Россия-Франция) и Кремена Николова (Италия), Камерный оркестр Большого театра, солисты – Наталья Береславцева (флейта), Эрик Шахназарян (флейта), Софья Беляева (гобой), Евгений Рощин-Иванов (гобой), Андрей Рудометкин (фагот), Игорь Цинман (скрипка), Петр Кондрашин (виолончель), Александр Кашин (виолончель), Ася Гречищева (барочная гитара). Дирижер – Михаил Цинман.

Наталия Абрютина