Артисты Молодежной оперной программы пробуют себя в «смежном» жанре

14.12.2018

Оперетта – очень особенный жанр. Она представляет собой синтез музыки, сценического действия, художественного слова, пантомимы, буффонады и хореографии.

Расцвет ее приходится на вторую половину XIX века, однако его истоки относятся к древнейшим временам: у многих народов мира были распространены особые музыкально-комедийные спектакли, считающиеся прообразами европейского драматического искусства, в которых сочетались названные выше жанровые признаки, нашедшие отражение в оперетте. Так, среди «патриархов» большой семьи оперетты – античные мистерии в честь бога виноделия Диониса, итальянская комедия масок, испанские фарсы, французский ярмарочный театр (XVI-XVIII вв.), а затем, в XVIII – первой половине XIX в. – австро-немецкий зингшпиль, испанские тонадилья и сарсуэла, французская комическая и английская балладная опера. Несмотря на все различия и тонкости этих жанров, каждый из которых имел свои национальные особенности, в них определились основные черты, свойственные классической оперетте: чередование пения с разговорными диалогами, опора на городской музыкальный фольклор и легкие песенно-танцевальные жанры, а также доступный и понятный, часто юмористический и даже сатирический сюжет.

В музыкальном плане оперетта наследует традиции и «каноны» академической музыки и опирается на традиционные оперные формы – арии, ансамбли и хоры. Но в оперетте они обычно короче, проще по стилю и форме и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыка оперетты чаще всего связана с музыкальным «бытом» соответствующей эпохи, что делает ее особенно доступной и популярной.

Несомненно, «лицо» венской классической оперетты – это Иоганн Штраус, австрийский композитор, дирижер и скрипач, прозванный «королем вальса» и ставший автором популярнейших музыкальных сочинений для театра. Помимо оперетт Штраус написал огромное количество «прикладной» танцевальной музыки, при этом сумев поднять ее до поистине симфонических вершин. Среди этих произведений особенно знамениты вальсы, ставшие визитной карточкой аристократической Вены XIX века со всей ее совершенно особенной и неповторимой атмосферой, – «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Венская кровь» и другие. Концерт откроет ария из оперетты Штрауса «Веселая война», сюжет которой повествует о бескровной борьбе двух армий, состоящих из одних только женщин. Затем прозвучат арии из оперетты «Танцовщица Фанни Эльслер» (основанном на биографии выдающейся австрийской балерины) и забавной комедии положений «Ночь в Венеции».

Далее слушателей ожидает блестящая россыпь арий Имре Кальмана, творчество которого блистательно завершило период расцвета венской классической оперетты. Кальман родился и получил образование в Венгрии, где его соучениками по Будапештской музыкальной академии были Бела Барток и Золтан Кодаи. Страсть к оперетте привела его в Вену, где уже первый его спектакль – «Осенние маневры» – имел оглушительный успех, после чего был сразу же поставлен в Нью-Йорке и Лондоне. Отказавшись после аншлюса Австрии стать «почетным арийцем», Кальман эмигрировал в Париж, а затем в США, в результате чего ранее популярные его оперетты в нацистской Германии были запрещены. После разгрома нацизма композитор вернулся в Европу и последние годы жизни провел в Париже, но похоронен был, согласно завещанию, на Центральном кладбище в Вене – городе своей жизни и судьбы. Музыка Кальмана неизменно пронизана венгерскими мотивами, даже если ее персонажи – индийцы («Баядера»), русские («Принцесса цирка») или французы («Фиалка Монмартра»). Самая «венгерская» из оперетт Кальмана – «Марица» – пронизана особым венгерским национальным колоритом.

Музыка Карла Миллекера менее известна широкому слушателю, но при жизни ему сопутствовала большая популярность, а его оперетта «Нищий студент», по забавному совпадению, принесла ему грандиозный финансовый успех. День его смерти, последний день XIX века – 31 декабря 1899 года – многими исследователями считается датой окончания «золотого века оперетты».

Франц фон Зуппе – автор более двух тысяч произведений, выступавший не только как композитор, но и как дирижер и певец. Интересно, что одна из первых его оперетт – «Карточный игрок» – написана на основе сюжета «Пиковой дамы» Пушкина и стала, таким образом, в некоторой степени предшественницей великой оперы Чайковского.

Рихард Хойбергер стал известен благодаря своей оперетте «Оперный бал», в которой о шикарном бале-маскараде в оперном театре рассказывает сам знаменитый художник Анри Тулуз-Лотрек и его натурщица Жизель. Среди оперетт Карла Целлера также есть та, что стоит особняком и по своей популярности превосходит все другие: это «Продавец птиц», история любви веселого тирольца Адама и девушки-почтальона Кристины.

Еще одна интереснейшая фигура – «последний из королей вальса» Роберт Штольц, блестящая карьера которого была ему предсказана в раннем детстве самим Брамсом. Творческая деятельность этого композитора поражает своим охватом: он написал более двух тысяч песен и вальсов, около шестидесяти оперетт и музыку более чем к сотне кинофильмов; дважды он становился лауреатом премии «Оскар» как автор лучшей музыки к фильму; премьеры многих выдающихся спектаклей его времени были осуществлены в Вене именно под его руководством. Кроме того, серьезным увлечением Штольца была филателия, и одним из его сочинений стал «Филателистический вальс», посвященный филателистам всего мира. Ария из его оперетты «Венера в шелках», которая прозвучит на нашем концерте, сопровождается изысканной «концертирующей» партией скрипки.

Настоящей изюминкой вечера станет музыка Франца Легара – австро-венгерского композитора, автора около двадцати оперетт, насыщенных яркой и неординарной музыкой и отличающихся действительно авторскими драматургическими концепциями. Относящиеся к первым десятилетиям ХХ века, они являются в музыкальном отношении вершинами жанра оперетты, сравнимыми с лучшими образцами академического оперного искусства. Прозвучат арии из его оперетты «Граф Люксембург», заслужившей высочайшую оценку музыкантов его времени. Познакомившийся с ней Александр Глазунов сравнил Легара с великим Пуччини и позволил себе причислить его творчество к оперному веризму. Еще одна оперетта Легара – «Веселая вдова» – относится к числу самых исполняемых и популярных оперетт в мире; по отзыву Сергея Рахманинова, весьма «избирательно» относившегося к современным сочинениям, это гениальная музыка. Остроумное либретто по повести Анри Мельяка, известного своей работой над либретто оперы Бизе «Кармен», жизнерадостная, яркая, тонкая, проникновенная и лиричная музыка принесли «Веселой вдове» сокрушительный успех при первой же постановке и сделали ее истинной «королевой оперетт» на многие годы.

В концерте участвуют Давид Посулихин, Тарас Присяжнюк, Гиорги Стуруа, Андрей Скляренко (тенора), Юлия Музыченко, Тамуна Гочашвили, Мария Мотолыгина, Эльмира Караханова, Елизавета Нарсия (сопрано), Виктория Каркачева, Мария Баракова (меццо-сопрано), Рауф Тимергазин, Дмитрий Чеблыков (баритоны), Игорь Коростылев (бас), Михаил Широченко (контратенор).
Партию фортепиано исполняют Семен Скигин, Валерия Прокофьева, Александр Широков, Жанна Жусупова. Соло на скрипке — Александр Майборода.

Наталия Абрютина

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ