Ты помнишь ли вечер...

16.05.2018

Многое сближало композиторов П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова как в жизни, так и в творчестве. Оба, родившись в провинции, избрали своим основным местом пребывания Москву, оба были связаны с Московской консерваторией (Чайковский в ней преподавал, Рахманинов учился). Рахманинов являлся горячим почитателем таланта Чайковского, а тот, в свою очередь, благожелательно относился к подающему большие надежды молодому автору. Их музыка стала блестящим продолжением традиций русского романтизма и русской композиторской школы в целом. В программе концерта будет представлен жанр, в котором оба автора работали долго и плодотворно — романс для голоса и фортепиано.

Первое отделение целиком отдано Чайковскому. Своей главной задачей, сочиняя вокальную музыку, композитор полагал «правдивость воспроизведения чувств и настроений». И блестяще «решал» ее — тут он был непревзойденным мастером. В романсах, вошедших в программу, отражен широкий диапазон «чувств и настроений» — от игривой легкости до мрачного трагизма. Так, знаменитый романс «День ли царит» на стихи Алексея Апухтина отличается радостным, приподнятым характером, который создают короткие энергичные фразы певца на фоне звучных переливов фортепианной партии. Реже исполняющийся вокальный дуэт «В огороде возле броду» на стихи Ивана Сурикова — сочинение в солнечном итальянском духе, хотя и положен на стихи, стилизующие украинскую народную поэзию. Еще один женский дуэт, который прозвучит в концерте, — знаменитый дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама». В контексте оперы этот номер является своего рода пасторальным интермеццо, стилизующим музыку XVIII века. Романс «Растворил я окно» на стихи К. Р. привлекает сочетанием нежной напевной мелодии и струящегося аккомпанемента; в музыке словно чувствуется аромат сирени, о котором говорит поэт. Наряду со светлыми страницами в романсовой лирике Чайковского есть и потрясающие по своей силе драматичные и трагические опусы. Можно даже сказать, что драматический тип композиции был ему, как оперному композитору, наиболее близок. Именно к такому типу относятся его шедевр «Снова, как прежде, один» на стихи Даниила Ратгауза. Совсем по-оперному звучат также мощные динамические нарастания и экспрессивные повторы текста в романсах «Горними тихо летела душа небесами» и «Кабы знала я» на стихи Алексея Толстого. Романс «Подвиг» на стихи Алексея Хомякова выделяется среди прочих необычным для своего жанра содержанием — это философское раздумье, которое «в руках» Чайковского вырастает до патетического монолога.

В романсах Рахманинова, которые будут звучать во втором отделении, немало общего с романсами Чайковского: тонкий психологизм, яркие кульминации, развитая фортепианная партия, включающая иногда «звукоизобразительные» элементы. Вместе с тем романсам Рахманинова присущ собственный неповторимый колорит, создающийся во многом благодаря его оригинальному гармоническому языку. Важную роль играют у Рахманинова пейзажные зарисовки, как, например, в романсе «Ночью в саду у меня» на стихи Александра Блока. Другой романс, где восхищение природой сливается с благоговейным созерцанием женской красоты, — «Сумерки» на стихи Жана Мари Гюйо в переводе М. Тхоржевского. Один из шедевров Рахманинова — романс «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Пушкина. Как известно, знаменитое стихотворение Пушкина не один раз становилось основой для музыкальных сочинений. В интерпретации Рахманинова пушкинские слова облекаются в красочные восточные «одежды»: композитор использует здесь особые, характерные для ориентального стиля гармонии и вкладывает в уста певицы томные «грузинские» рулады. Еще один романс, где Рахманинов обращается к литературной классике — «Мы отдохнем», написанный на прозаический текст из драмы Чехова «Дядя Ваня». Он проникнут таинственным, мистическим настроением, напряженным ожиданием неизвестного будущего. Такие настроения были характерны для эпохи модерна, на которую пришлось значительная часть жизни и творчества Рахманинова. Типичной темой этой эпохи является также мотив забвения, сна. У Рахманинова он нашел гениальное воплощение в романсе «Сон» на стихи Владимира Соллогуба. Удивительные по красоте и мягкости гармонии, действительно, подобно сладкой дреме, обволакивают слушателя, перенося его в мир волшебных грез. В концерте примут участие Ксения Дежнева (сопрано), Альбина Латипова (сопрано), Мария Лобанова (сопрано), Екатерина Воронцова (меццо-сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Богдан Волков (тенор), Марат Гали (тенор), Олег Долгов (тенор), Алуда Тодуа (баритон), Константин Шушаков (баритон), Юрий Сыров (бас-баритон), Лариса Скворцова-Геворгизова (фортепиано), Мария Черникова (фортепиано).

Оксана Усова