Приветствие любви

13.05.2018

Вечер откроет музыка немецкого композитора Франца Антона Хоффмайстера (1754—1812), автора большого количества сочинений в самых разных жанрах, капельмейстера и издателя (он одним из первых открыл нотное издательство в Вене) В период проживания в Вене Хоффмайстер был дружен с В.А. Моцартом и стал издателем всех основных его сочинений. В конце XVIII века он совершил большой концертный тур по Германии совместно с флейтистом Ф. Турнером. Результатом этого сотрудничества стали многочисленные камерные сочинения с участием флейты. Одно из них – Концертный дуэт для флейты и альта – откроет наш гала-концерт.

Который украсит целая «гирлянда» впечатляющих виртуозных фантазий и парафразов для различных инструментов. В исполнении арфы прозвучит фантазия на темы из оперы Чайковского «Евгений Онегин» Екатерины Вальтер-Кюне (1870—1930), российской арфистки немецкого происхождения, выдающейся исполнительницы и педагога, автора многочисленных транскрипций и переложений для арфы.

Роскошная скрипичная Фантазия на темы из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» Ефрема Цимбалиста (1889 — 1985) – одно из наиболее известных и поражающих воображение произведений в этом жанре – прозвучит в необычном переложении для виолончели. Всеми любимая опера «Кармен» Ж. Бизе предстанет в «восприятии» испанского композитора-скрипача Пабло де Сарасате (1844 — 1908): будет исполнена его Фантазия на темы из этой оперы, которая стала одним из первых его сочинений для скрипки и которую он сам блестяще исполнял на своих многочисленных концертах. Ещё одно сочинение Сарасате – «Цыганские напевы» – без преувеличения является одной из «легенд» виртуозного скрипичного репертуара. Эта развернутая четырехчастная композиция основана на мотивах цыганской музыки и на подлинных венгерских мелодиях, в частности, чардаше, предположительно услышанном композитором в исполнении цыганского ансамбля.

«Венгерская» тема продолжится и в музыке Рахманинова: «Венгерский танец» для скрипки и фортепиано прозвучит в колоритном переложении для скрипки и арфы, а предварит его знаменитая фортепианная «Элегия», исполненная тем же дуэтом инструментов. Виртуозное Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано Камиля Сен-Санса завершит первое отделение с подлинным французским блеском и элегантностью.

Во втором отделении слушателей ожидают «Сказочные картинки» для альта и фортепиано Роберта Шумана. Это сочинение, относящееся к позднему периоду творчества композитора, резко отличается от блестящих и пышных романтических сольных фантазий того времени. Тесно связанное с немецким фольклором, оно погружает в мир «лесной» романтики, рыцарского эпоса, поэтичной патриархальной старины. Линия неброской, но глубокой красоты тембра альта продолжится и в ряде транскрипций фортепианных пьес композитора-импрессиониста Клода Дебюсси. Для того, чтобы ощутить «романтичную» зыбкость его музыки, уже достаточно увидеть ее поэтичные названия: «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет», «Медленный вальс»…

Еще одно переложение фортепианной музыки – прелюдий Д. Шостаковича – прозвучит в изложении скрипки и фортепиано, и выразительный, эмоциональный тембр скрипки окажется очень созвучен их внутренне накаленному, «заостренному», местами нервозному настроению. Виолончель, напротив, своим мягким, окутывающим, «медовым» звучанием погрузит в атмосферу спокойной, благостной лирики в «Романсе без слов» Карла Давыдова (1838 — 1889), одного из родоначальников русской виолончельной школы второй половины XIX века, директора Петербургской консерватории, звучание инструмента которого современники сравнивали с прекрасным пением. Настоящее вдохновенное «пение» виолончели можно будет услышать и в музыке Эдварда Элгара – пьесе «Приветствие любви»: это поэтичное музыкальное «признание в любви» композитор преподнес в качестве «обручального» подарка своей будущей жене.

Наталия Абрютина