И снова «говорит» фагот

27.04.2018

Массивный корпус цвета благородного красного дерева; изредка поблескивающие металлическим блеском клапана; изогнутая тонкой изысканной линией трость... Представитель деревянных духовых фагот сразу привлекает внимание своим необычным внешним видом и характерным – очень низким – звучанием, которое, услышав однажды, уже не спутаешь ни с чем. Неслучайно сравнения с этим музыкальным инструментом удостоились герои Грибоедова и Булгакова: вероятно, это связано с характером его тембра – чуть гнусавым, с едва заметной хрипотцой. Музыканты Большого подготовили обширную программу из произведений разных эпох – от барокко до наших дней, – в которой фагот предстанет во всем своем многообразии и блеске.

В нескольких номерах программы фагот покажет себя виртуозом с большой буквы. Это концертная пьеса Джеймса Ватерсона «Сувенир для Доницетти» – парафраз на темы из опер знаменитого итальянского композитора, а также «Прелюдия и скерцо» Поля Жанжана – французского композитора и кларнетиста, который, однако, много писал не только для кларнета, но и для других духовых инструментов, будучи их большим знатоком. В этом «диптихе» ощущается истинная французская рафинированность и утонченность, свойственная французской музыке начала XX века. Требующая при этом высшей степени владения инструментом.

Флейтовое трио Франсуа Девьена нельзя назвать широко известным произведением, однако оно, как и его автор, заслуживает пристального внимания. Ф. Девьен – композитор, исполнитель и педагог второй половины XIX века – еще при жизни снискал славу «французского Моцарта». Овладев одновременно несколькими инструментами, особенных успехов он добился в игре на флейте и фаготе, и как педагог он стоял у истоков создания Парижской консерватории. По настроению и стилю его музыка во многом перекликается с музыкой венских классиков, в особенности – Моцарта, с которым его сравнивали современники.

Еще одно трио из сегодняшней программы принадлежит перу Франсиса Пуленка, одной из ключевых фигур в истории музыки XX века. Это масштабная трехчастная композиция, по своему строению напоминающая музыку классиков, но подлинно романтическая по содержанию. Прихотливые ритмы, неожиданные мелодические повороты и непривычные, «свежие» гармонии отражают обширную и свободную палитру самых разнообразных чувств и настроений, от глубокой погруженности в себя до трогательной, прозрачной лирики и «колкого» юмора.

Французским «ароматом» веет и от Дивертисмента Жана Франсе для фагота и струнного квинтета. Это эффектное сочинение предоставляет фаготу прекрасное поле для показа всех своих выразительных и технических возможностей – конечно же, по-французски легко и непринужденно.

Две пьесы русского композитора Рейнгольда Глиэра – «Экспромт» и «Скерцо» – по праву считаются жемчужинами репертуара, созданного для этого инструмента. Автор огромного количества сочинений, педагог, дирижер, общественный деятель, Глиэр занимает в истории музыки особое место как автор Концерта для голоса с оркестром, в котором он проявил себя великолепным мелодистом. Простота и естественность льющейся и как бы не имеющей начала и конца мелодии поражает как в монументальном Концерте, так и в небольшом Экспромте, в котором фагот уподобляется выразительному и эмоциональному человеческому голосу. В ярко контрастирующем Экспромту Скерцо фагот невероятно органичен в своей подвижности и «прыткости», давая исполнителю возможность продемонстрировать и красоту звука, и точность и филигранность штрихов.

Пьеса с поэтичным названием «Три окна в Брюсовом переулке» композитора и полиглота Антона Брежестовского (р.1971) прозвучит в исполнении солистов Большого во втором отделении. Брюсов переулок – уголок старой Москвы, особенно памятный и дорогой для всех, кто связан с прекрасным миром академической музыки: Московская консерватория в двух шагах, Дом композиторов и сквер возле него, старинный храм Воскресения Словущего…Каждому слушателю образ «трех окон» навевает собственные, ему одному принадлежащие воспоминания и ассоциации.

Приятным сюрпризом для слушателей станет Датская сюита соль мажор П.Д.К. Баха. Те, у кого инициалы этого автора из рода великого И.С. Баха вызвали сомнения, несомненно, правы – под ними скрывается шутник и мистификатор Петер Шикеле, создавший целую библиотеку сочинений «двадцать первого из двадцати детей Баха». Все они имеют сугубо юмористический характер, хотя и «опираются» на высокий стиль музыки эпохи барокко. «Датская» сюита состоит из четырех частей, которые вполне напоминают сонату или сюиту эпохи барокко, но каждая из них наполнена большим количеством «посторонних» музыкальных вкраплений, создающими весьма забавный эффект. Вторая часть цикла носит название «Танец пантеры», и самое ее начало выдает то, что пантера эта – розовая: тема Танца основана на знаменитой мелодии Генри Манчини, однако свое развитие она продолжает во вполне академическом, квазибарочном ключе.

Венцом концерта и его кульминацией станет Пассакалия И.С. Баха. Один из величайших шедевров композитора прозвучит в переложении для квинтета фаготов, и этот состав окажется удивительно близким к строгому и собранному звучанию органа.

В концерте примут участие Алексей Бажалкин, Андрей Рудометкин, Тарас Жуковский, Сергей Бобченков, Алексей Марутаев (фагот), Федор Шагов (туба), Марина Тяхт, Елизавета Малашенко, Елена Попкова (фортепиано), Василий Моисеев (ударные), Анна Рашина (скрипка), Михаил Меринг (кларнет), Наталья Береславцева (флейта), Софья Беляева (гобой), струнный квинтет: Владимир Скляревский, Екатерина Бутракова (скрипка), Любовь Токарева (альт), Борис Лифановский (виолончель), Павел Степин (контрабас).

Наталия Абрютина