Выдающиеся женщины – композиторы

07.03.2018

Композиция, как и многие другие творческие профессии, традиционно считается привилегией «сильной половины человечества». Однако во все времена находились одаренные музыканты-женщины, которые с таким положением дел никак не были согласны. Они смело отстаивали свое право на творчество и часто добивались больших успехов на композиторском поприще.

Одной из наиболее известных женщин-композиторов, вероятно, является Клара Шуман (1819-1896), урожденная Вик — жена Роберта Шумана. Клара с детства демонстрировала незаурядные способности в игре на фортепиано и сочинительстве. Ее профессиональному росту способствовал отец — талантливый педагог, лично занимавшийся с девочкой-вундеркиндом. С Шуманом Клара познакомилась, когда тот также начал брать фортепианные уроки у ее отца. Фридрих Вик препятствовал браку дочери с «ненадежным» в финансовом отношении композитором, и только через суд Шуману удалось добиться разрешения обвенчаться. После того, как Клара стала супругой Шумана, она начала уделять больше внимания композиции. Из-под ее пера выходит множество фортепианных и иных пьес, в которых ощущается влияние Шумана и других композиторов-романтиков — Мендельсона, Шопена. В концерте прозвучит одно произведение Клары Шуман — Романс для скрипки и фортепиано ля мажор op. 23.

Лили Буланже (1893-1918), младшая сестра Нади Буланже, прославленной пианистки и педагога, прожила совсем немного — двадцать четыре года. Сестры Буланже росли в музыкальной семье: их отец преподавал вокал в Парижской консерватории, а мать, русская княгиня Раиса Мышецкая, была певицей. Музыкальная одаренность Лили обнаружилась очень рано: играть по нотам она научилась быстрее, чем читать. В 1913 г. Лили оканчивает Парижскую консерваторию, и в том же году ей присуждают Римскую премию за кантату «Фауст и Елена». Так Лили Буланже стала первой женщиной-композитором, получившей эту престижную награду (до нее обладателями премии были такие авторы, как Берлиоз, Гуно, Массне, Дебюсси). Лили была разносторонним композитором: писала инструментальную, вокальную, хоровую, духовную музыку. В концерте будет исполнен ее Ноктюрн для виолончели и фортепиано — светлое и тонкое произведение с легким восточным «оттенком».

В программу вошло сочинение еще одного французского композитора — Луизы Фарранк (1804-1875). Ее биография связана со многими известными фигурами мира музыки того времени: наставниками Фарранк были Антонин Рейха, Игнац Мошелес, Иоганн Гуммель. Луизе хорошо удавалась крупная форма: она написала, ни много ни мало, три симфонии. Ее музыку ценили Шуман, Берлиоз, Шопен, Лист. Помимо своей композиторской и педагогической деятельности (Фарранк преподавала в Парижской консерватории), она выступала и как музыкальный просветитель, составив многотомную антологию фортепианной музыки. В концерте прозвучат две части из камерного сочинения Фарранк — Трио для флейты, скрипки и виолончели.

Эми Бич (1867-1944) — представительница североамериканского континента. Она родилась в сельской местности возле Нью-Гемпшира; композиции, гармонии и контрапункту училась в Бостоне. Большую часть своей жизни провела в США, совершив, однако, четырехгодичную поездку по Европе, во время которой исполняла, в том числе, собственные произведения. В программу вошли сразу два сочинения Эми Бич — Романс для скрипки и фортепиано ля мажор, ор. 23 и Квинтет для фортепиано и струнного квартета фа-диез минор, ор. 67. Обе пьесы принадлежат к романтическому направлению, при этом в них несомненно ощущается и «пульс» XX века.

Хорватский аристократический род представляет Дора Пеячевич (1885-1923), дочь бана Хорватии Теодора Пеячевича. На родине ее очень ценят: Симфония фа-диез минор, принадлежащая перу Доры Пеячевич, считается первой современной симфонией в хорватской музыке. Она написала достаточно много (пятьдесят восемь) произведений в различных жанрах, в том числе камерном, с которым слушателей познакомит Фортепианный квартет ре минор.

Среди почтенных имен композиторов прошлого и позапрошлого столетий особенно приятно увидеть имя нашей современницы и соотечественницы — Софии Асгатовны Губайдулиной. Не так давно в Москве широко отмечался ее 85-летний юбилей. Композитор уже много лет живет в Германии и продолжает сочинять и общаться с исполнителями ее музыки. Огромен список наград и почетных титулов, полученных Софией Асгатовной в самых разных странах мира (Японии, Германии, США, Италии, Дании и, конечно же, России). Музыка Губайдулиной отличается филигранной техникой, завораживающим сочетанием интуитивности и строгого расчета, чувственной тембровой окраской. Сочинение Allegro rustico, которое прозвучит в концерте, не совсем типично для нее. Оно представляет собой шуточную пьесу, название которой можно расшифровать как «Allegro в деревенском стиле». Несмотря на подчеркнутую ритмическую лапидарность, преднамеренную угловатость мелодии, эта пьеса обладает почти магическим обаянием, заставляя слушателя следить за ходом музыкальных мыслей с первой и до последней ноты.

В концерте примут участие Владлен Ованесьянц (скрипка), Роман Янчишин (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Борис Лифановский (виолончель), Станислав Ярошевский (флейта), Анна Гришина (фортепиано).

Оксана Усова

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ