Свиридов, Шнитке, Власов, Метнер

14.01.2018

Советская музыка XX века, как, впрочем, и мировая в целом, отмечена сосуществованием противоположных, почти взаимоисключающих творческих течений. Официальное, пропагандистского толка искусство – и музыкальное «диссиденство» Шостаковича, радикальный авангардизм «московской тройки» (Губайдулиной, Шнитке, Денисова) – и возвращение к «истокам» неофольклористов… Программа концерта даст возможность сопоставить музыку композиторов, придерживавшихся разных стилистических направлений, «услышать» различия в их почерке, а может быть, и обнаружить сходства.

Фортепианное трио Георгия Свиридова, написанное в 1945 г. (а в 46-м удостоенное Государственной премии СССР), исполняется в концертах до сих пор. Несмотря на популярность этого сочинения, в целом камерно-инструментальный жанр не был основным для Свиридова, по большей части «вокального» композитора. И в самом этом трио значительную роль также играет вокальное, песенное начало. Лейттемой всего произведения является широкая мелодия, очень близкая протяжным крестьянским песням.

С народной музыкой композитор был знаком, что называется, с младых ногтей. Он провел детство в родной Курской губернии, богатой фольклорными традициями. Трио начинается с печальной Элегии, где основная тема, подвергаемая развитию, достигает мощной драматической кульминации. В Скерцо чувствуется влияние стиля Шостаковича, с которым Свиридов общался, учась в Ленинградской консерватории. Музыка здесь изображает буйное веселье – то ли настоящее, то ли утрированное, гротескное. Третья часть Трио озаглавлена «Похоронный марш». Такая жанровая атрибуция поначалу может удивить, поскольку в музыке нет обычных признаков похоронного марша – пунктирного ритма и четырехдольного метра. У скрипки звучит основная тема, написанная в переменном размере, виолончель сопровождает ее остинатно повторяющейся нисходящей фигурой, фортепиано паузирует. Маршеобразное движение возникает в среднем разделе, по традиции мажорной. Финал трио, названный «Идиллия», переводит музыку в противоположную, радостно-беззаботную эмоциональную сферу. Однако заканчивается произведение звучанием все той же элегичной песенной темы – автора словно не оставляет забота о судьбе родной страны.

В трио Свиридова, безусловно, большое место занимают трагические страницы, но в Сонате для виолончели и фортепиано № 1 Альфреда Шнитке эта образная сфера становится довлеющей. У Шнитке появляется то, чего не было и не могло быть у Свиридова, – надлом, ощущение безотчетного страха, потери всех опор. В звуковом плане возрастает количество диссонансов; одним из основных созвучий становится аккорд, состоящий из совмещенных мажорного и минорного трезвучий. Его частое употребление придает звуковой ткани эффект неустойчивости, зыбкости. В крайних частях сонаты преобладает монологическое начало; виолончель в них будто «говорит» человеческим голосом. Средняя часть являет собой торжество механистичности, агрессивной тупости. В ней использован прием остинато, то есть многократного повторения одного и того же мотива, который обрушивается на слушателя, словно удары молота. В этой же части звучит издевательский вальс-пародия, изобличающий зло, несомое массовой культурой.

В концерте прозвучит сочинение композитора ныне малоизвестного – Владимира Власова. Он родился в Москве, в 1929 г. окончил Московскую консерваторию, работал музыкальным редактором и консультантом во Всесоюзном комитете по радиовещанию, дирижировал симфоническим оркестром в Центральном доме Красной армии. С 1936-го по 1942 год Власов жил и работал в Киргизии, где написал множество опер и балетов для Музыкально-драматического театра во Фрунзе (ныне Киргизский театр оперы и балета). «Родным» инструментом Власова была скрипка, но он писал и пьесы для виолончели. В программу вошло одно из виолончельных произведений композитора – «Баллада» (1976 г.).

Дополнением к музыке советских композиторов станет фортепианный квинтет Николая Метнера. Несмотря на то, что почти половина жизни Метнера прошла при Советском Союзе, его вряд ли можно считать «советским» (впрочем, и Шнитке, и Свиридова при всей несхожести их жизенных и творческих путей объединяет то, что их вряд ли можно назвать советскими – с «политической» точки зрения). Темы и стиль его творчества продолжают направление, заданное русскими романтиками – Чайковским, Рахманиновым, Танеевым. Фортепианный квинтет Метнера представляет собой традиционный трехчастный цикл. Первую и вторую части отличает проникновенный лиризм, хотя во второй части появляется и эпическая «богатырская» тема. Финал композиции – самая масштабная и многогранная часть. Она включает в себя и прозрачные «сказочные» эпизоды (не случайно Метнер – автор фортепианных «Сказок»), и бодрый марш, и радостную танцевальную музыку.

В концерте принимают участие Светлана Микляева (скрипка), Александр Калашков (скрипка), Михаил Цинман (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Степан Худяков (виолончель), Мариам Абгарян (фортепиано), Анна Гришина (фортепиано).

Оксана Усова

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ