Жизнь Йозефа Гайдна, рассказанная им самим.

10.12.2017

Из трех великих венских классиков безусловным лидером по количеству написанных симфоний является Йозеф Гайдн. С 1759 по 1795 год он написал 104! Уже с первых опусов композитор задает себе самую высокую планку, создавая в полном смысле слова классические (то есть «образцовые») произведения. И эта классика нисколько не «музейна». Симфонии Гайдна читаешь как интересную и «злободневную» книгу, получая наслаждение от остроумных диалогов, оригинальных поворотов событий и безупречного стиля.

Некоторые симфонии благодаря своим музыкальным особенностям получили «программные» названия – «Курица», «Часы», «Прощальная», «Военная», «С тремоло литавр». Большей частью эти названия неавторские. Только три имеют названия, данные им самим композитором. Это симфонии Шестая, Седьмая и Восьмая – «Утро», «Полдень» и «Вечер» соответственно. В нашем концерте прозвучит Шестая, ре мажор. В ней может удивить состав оркестра, казалось бы, совсем скромный. Из духовых – одна флейта, один фагот, по два инструмента на партии гобоев и валторн, струнные и чембало. Однако нужно учитывать, что в то время, когда эта симфония была написана, классический состав оркестра еще не утвердился. Он сформируется только к концу XVIII века, в поздних симфониях Гайдна и Моцарта. Пока же композиторы пробуют разные варианты сочетания инструментов, часто обусловленные возможностями конкретной капеллы.

Название «Утро» связано с музыкой начала симфонии. Она открывается медленным вступлением, которое как бы изображает восход солнца. Главная тема первой части звучит у солирующей флейты, что вызывает ассоциации с пением птицы. Для развивающего раздела – разработки – Гайдн прибегает к ярким инструментальным эффектам. Струнные здесь на несколько секунд «перевоплощаются» в гитару благодаря приему pizzicato, а валторны гордо исполняют короткое соло. Основной раздел второй части – благородный танец, близкий менуэту. Настоящий менуэт – по традиции – звучит в третьей части. В ней также много инструментальных «находок»: контраст хрупкого флейтового соло и грузного тутти, необычный ансамбль солирующих контрабаса и фагота. Симфонию завершает бодрый и жизнерадостный финал, в котором основная тема с энергичными пассажами струнных чередуется с виртуозными сольными эпизодами скрипки и флейты.

Симфония №39 соль минор, известная как «Буря на море», – одна из немногих минорных симфоний Гайдна. Ее оркестровый состав отличается от состава в симфонии № 6: из группы деревянных духовых исчезают флейта и фагот, который переходит в «бассо континуо» (ансамбль из двух-трех «низких» инструментов). Основная выразительная нагрузка при этом ложится на струнные инструменты, обладающие более экспрессивным тембром. Первая часть симфонии написана в быстром темпе Allegro assai (очень скоро). Движение в ней задает взволнованная пульсация клавесина, которая не прерывается в течение почти всей части. Во второй части – неторопливом Andante – играют только струнная группа и клавесин. Часть написана в мажоре и напоминает трогательную пасторальную сценку. Менуэт в этой симфонии минорный; он звучит сдержанно и строго. Самая бурная часть симфонии – ее финал. Тремоло и пассажи струнных, решительные скачки в мелодии создают здесь образ разбушевавшейся стихии, напоминающий «Грозу» из «Времен года» Вивальди.

Симфония №102 относится к числу двенадцати «Лондонских» симфоний Гайдна, написанных во время двух его гастрольных поездок в Англию. Они принадлежат к лучшим симфониям Гайдна. Их особенностью является наличие медленных вступлений, контрастирующих основным частям цикла. Есть такое вступление и в симфонии №102. Его тихое торжественное звучание сменяется оживленной музыкой главной партии. Новый контраст возникает в партии побочной, где чередуются мощные аккорды тутти и робкие фразы струнных. Медленная вторая часть интересна инструментальным решением – введением солирующей виолончели. Она исполняет нежные фигурации, поддерживающие мелодии других солистов. Третья часть, менуэт, и финал близки друг другу шутливым, озорным характером. Шестидесятитрехлетний Гайдн не боится радоваться и смеяться и щедро делится со слушателями своим сердечным теплом.

Программу исполнит Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).

Оксана Усова

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ