Светланов кричал «Браво»!

20.04.2019

Из более чем сорока лет служения в музыкальном театре свыше двадцати пяти посвящены Большому. С этим театром его прочно связала судьба еще до начала карьеры: одним из незабываемых детских впечатлений стала для него «Царская невеста», увиденная и услышанная в Большом театре, а его педагогом в Гнесинском институте (ныне – академия им. Гнесиных) был известный бас Евгений Васильевич Иванов, один из корифеев Большого театра в 1944-1958 гг.

Постоянным солистом Большого Владимир Маторин стал в 1991 г., будучи уже сложившимся артистом, после почти семнадцати лет работы в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, где за пятнадцать театральных сезонов он исполнил практически весь существующий басовый репертуар. Долгое время певца приглашали участвовать лишь в отдельных спектаклях Большого, пока однажды на одном из его сольных концертов не появился дирижер Евгений Светланов, который подошел к нему в антракте с предложением исполнить роль князя Юрия в постановке «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. С тех пор Маторин – один из ведущих солистов Большого театра. С самого начала он стал исполнять ведущие и главные партии – Гремина и Короля Рене («Евгений Онегин» и «Иоланта» П. Чайковского), Ивана Сусанина («Иван Сусанин» М. Глинки) и Бориса Годунова («Борис Годунов» М. Мусоргского). Ныне его репертуар в одном только Большом театре насчитывает более шестидесяти пяти партий. Благодаря исключительному дару артистического перевоплощения ему равно доступны самые разные амплуа: от драматических и трагических образов до комических и гротесковых. Среди таких партий – заразительно смешные Варлаам («Борис Годунов»), Король Треф и Мендоза («Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре» С. Прокофьева).

На мировой сцене признание Маторину принесла, прежде всего, партия царя Бориса, в которой он выступал в Большом театре Женевы, хьюстонской Гранд Опера и Лирической опере в Чикаго (США), в Праге, Триесте, Лионе, театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия). В отзывах критиков певца сравнивали с чудо-богатырем из сказки, а выразительную мощь его голоса уподобляли то колоколу, то полированному граниту. «Он настоящая звезда оперного театра. Его голос, артистизм и сила сценического присутствия ставят его в один ряд с Шаляпиным» («Дэйли телеграф»/ «Daily Telegraph», 09.08.1999).

В музыкальной драме Мусоргского Маторин не ограничился заглавной партией, не менее лестные отзывы он получив за партии Пимена (Метрополитен-опера, Парижская национальная опера) и Варлаама (Королевская опера Ковент-Гарден в Лондоне, историческая постановка Андрея Тарковского; Королевский театр/ Teatro Real в Мадриде, Баварская государственная опера и др.). Не меньший успех ожидал его и в острохарактерных ролях, которые были отмечены зарубежной прессой как его особый «конек». «Столь же великий комедиант в «Золотом петушке», как и великий царь в «Борисе Годунове», – такой красноречивый отзыв появился в лондонской газете «Таймс» после выступления артиста в Королевской опере.

Большое внимание артист уделяет и концертной деятельности. Он является тонким интерпретатором русской и зарубежной камерно-вокальной музыки, народных песен, старинных романсов. Особое место в его репертуаре занимает духовная музыка: по его собственному признанию, без нее он не мыслит своих концертных програм. По приглашению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия он много лет участвует в концертах в Новодевичьем монастыре, а также выступает в сопровождении Капеллы музея «Московский Кремль» под руководством Геннадия Дмитряка с программами из песнопений Русской православной церкви.

Нынешний сольный концерт в Бетховенском зале Владимир Маторин посвятит П. И. Чайковскому и С. В. Рахманинову: в программу вошли замечательные образцы камерно-вокальной миниатюры. Слушателей ждет не просто концерт, а, скорее, сокровенный, доверительный «разговор» о самом главном. И, что любопытно, завершит вечер остроумнейшее «Письмо К.С. Станиславскому от С. Рахманинова» – именно тот самый судьбоносный романс, после исполнения которого сидевший в первом ряду Евгений Светланов встал и закричал «Браво!», а затем в антракте пригласил Маторина стать солистом Большого театра.

Партию фортепиано исполнит лауреат международного конкурса, блестящий концертмейстер Маргарита Петросян, окончившая аспирантуру Московской консерватории в классе легендарного Важи Чачавы и в 2013 году исполнившая с ведущими солистами Большого театра России все романсы Рахманинова в цикле концертов к 140-летию со дня рождения композитора.

В концерте принимает участие артист оркестра Большого театра Арсений Котляревский (виолончель).

Наталия Абрютина

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ