Вечер музыки эпохи барокко

16.11.2017

Барокко - музыкальная эпоха, не перестающая удивлять современных любителей музыки. Удивления достойно многое: и ее продолжительность – не менее полутора столетий, и внушительный диапазон жанров – от оперы до мессы; обилие талантливых композиторов… И, может быть, главное – масштаб и глубина музыки тех авторов, которых справедливо называют гениальными.

Произведения двух из них, Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя, составят «обрамление» концертной программы. Вечер откроет знаменитый ре-минорный концерт Баха для клавира с оркестром (BWV 1052). Написанный по типу итальянской увертюры, с соотношением частей быстро – медленно – быстро, он поражает мощным напором крайних частей и углубленной сосредоточенностью средней. Завершающая концерт пьеса Генделя представляет музыку совсем иного типа - это резвый и одновременно изящный танец из его популярной, недавно вошедшей в репертуар Большого оперы «Альцина».

Не нуждаются в представлении и Антонио Вивальди, Томазо Альбинони, Георг Филипп Телеман – три выдающихся композитора эпохи барокко. В программе прозвучат Концерт для двух скрипок, виолончели, струнного ансамбля и basso continuo ре минор Вивальди, Соната для пяти струнных инструментов и basso continuo соль минор Альбинони, Концерт для флейты, скрипки, струнного ансамбля и basso continuo ми минор Телемана. Как можно зааключить из названий пьес, все они предназначены для исполнения в сопровождении basso continuo («длящийся бас»). В эпоху барокко так называлась группа из двух или трех инструментов, обеспечивающая гармоническую поддержку музыкантам-солистам. Обычно в нее входил клавесин и какой-нибудь струнный – виола, теорба или виолончель. У группы continuo cуществовала особая форма нотной записи: на нотных линейках писали только бас, а рядом с ним ставили цифры, обозначающие ту или иную гармонию. По такому же принципу устроена цифровка в современной джазовой и эстрадной музыке. Специфически барочным признаком во всех композициях является и особая трактовка жанра. Так, концерты Вивальди и Телемана написаны не для одного исполнителя-виртуоза в сопровождении оркестра, как то было в эпоху классицизма и романтизма, а для двух групп инструментов – солирующей и аккомпанирующей. В сонате Альбинони состав инструментов также «нетипичный»: пять струнных с continuo. Однако на восприятии музыки это никак не отражается. Произведения признанных барочных мастеров звучат для нас живо и современно.

Очень интересную часть программы составят опусы барочных композиторов, относительно мало знакомых «среднестатистическому» слушателю.Например, итальянца Тарквинио Мерулы (1595-1665). Его родным городом был Буссето; места же своей службы он постоянно менял из-за неуживчивого характера. Мерула наряду с другими композиторами своего времени развивал новые барочные жанры – кантаты, сонаты, симфонии. Не пренебрегал он и жанрами, доставшимися «в наследство» от эпохи Возрождения, в том числе канцоной и канцонеттой. В концерте прозвучат три канцоны Мерулы из сборника канцон и сонат для двух или трех инструментов – La Caravaggia, La Trecca и Chiaccona.

Кристоф Ферстер (1693-1745) — немецкий композитор, писавший, однако, в итальянском стиле, перенятом им от своего учителя Йоханна Хайнихена. Во время поездки в Прагу в составе мерсбургской капеллы Ферстер имел возможность познакомиться и с «настоящими» итальянскими композиторами – Кальдарой, Конти, Пианой. Ферстер был плодовитым автором: до нас дошли более пятидесяти его концертов, около пятидесяти духовных кантат для солистов, хора и оркестра, сольные и трио-сонаты. Его сочинения, очевидно, ценил Телеман, издавший в Париже дуэты Ферстера. Тот, в свою очередь, купил по подписке сборник сочинений Телемана. В концерте прозвучит сочинение Ферстера в его излюбленном жанре концерта: Концерт для валторны, струнного ансамбля и basso continuo ми-бемоль мажор.

Генрих Игнац Бибер (1644-1704) — богемско-австрийский композитор и скрипач. Его судьба не совсем обычна для того времени: Бибер самовольно покинул своего покровителя епископа Карла II Лихтенштейн-Кастелькорна в Оломоуце и поселился в Зальцбурге. В этом городе, будущей родине Моцарта, Бибер оставался до конца жизни, не переставая сочинять. Бибер считается одним из композиторов, заложивших основы современной скрипичной техники. В своем творчестве он широко применяет разнообразные аккорды и сложные полифонические пассажи, а также экспериментирует со скордатурой – перестройкой инструмента. Помимо этого, Бибер одним из первых начал писать произведения для скрипки соло. В программу вошло его многочастное программное сочинение «Битва»/ «Баталия» (сюита для струнного ансамбля и basso continuo ре мажор). Среди названий его частей, помимо обычных темповых обозначений, есть заголовки «Марс», «Битва»… Возможно, на создание «Баталии» Бибера вдохновила музыка Монтеверди, а именно его знаменитый мадригал «Поединок Танкреда и Кларинды», также являющийся ярким и убедительным изображением сражения средствами музыкальных инструментов.

В концерте примут участие солисты оркестра Большого Валерия Арзуманова (скрипка), Алексей Колбин (скрипка), Артем Руденко (скрипка), Игорь Цинман (скрипка), Иван Саенко (альт), Дмитрий Усов (альт), Арсений Безносиков (виолончель), Александр Кашин (виолончель), Олег Трусов (контрабас), Ася Гречищева (теорба), Артур Арзуманов (валторна), Наталья Береславцева (флейта), Софья Беляева (гобой), а также известный британский клавесинист Бернард Робертсон.

Оксана Усова

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ